Yandex.Metrica

Как вовлечь молодежь в действия по защите климата? Эпизод 2: Возвращение посланников


Как коммуницировать проблему изменения климата молодежи? Как создать методику проведения занятий об изменении климата в школе так, чтобы вовлечь учеников в реальные действия? Каких инструментов не хватает преподавателям и активистам сейчас, а какие интерактивные методики уже успешно используются при проведении занятий в школах и образовательных центрах? Об этом говорили на воркшопе, посвященном созданию образовательного формата Посланники Климата.

Двухдневный воркшоп прошел 12-13 сентября в пространстве Центра развития некоммерческих организаций и собрал команду вовлеченных в проблемы защиты окружающей среды и изменения климата активистов, преподавателей школ и ВУЗов, некоммерческих организаций и движений. На воркшоп приехали участники из Архангельска, Петербурга, Ленинградской области, Владимира, Москвы и Берлина. Организовали воркшоп эксперты Друзей Балтики - представители Климатического секретариата Российского Социально-экологического Союза (Друзья Земли Россия).

Кто такой Посланник климата и какова его миссия? Друзья Балтики поделились опытом создания методички по проведению занятий для детей по теме изменения климата. Небольшая книжка, которую можно носить с собой, содержит рекомендации по проведению занятия о климате и разбор проведения урока с комментариями к каждому слайду. Это пособие полезно не только учителям. Оно намеренно выстроено так, чтобы каждый желающий мог провести занятия. Комментарии к каждому слайду можно использовать как текст речи на занятии или в качестве общего информационного гида и сформировать лекцию по потребностям аудитории. Друзья Балтики давно используют это пособие, но у него есть свои недостатки. Чтобы заинтересовать школьников и мотивировать их к принятию дружественных привычек, необходимо сделать занятия более интерактивными, чтобы ученики перестали быть преимущественно слушателями и стали участниками процесса.

Поэтому мы поставили цель воркшопа - взять за основу существующую теорию Посланника и выстроить на ней концепцию нового образовательного формата, который будет преимущественно интерактивным и поможет не только получить основу знаний об изменении климата, но и будет способствовать развитию климатически дружественных привычек.

Интерактив - понятие широкое. Опытные преподаватели из школ, университетов и учреждений дополнительного образования поделились инструментами, которые помогают им сделать занятие насыщенным, интересным и запоминающимся. Вот несколько таких идей:
игра с карточками на нахождение связей между понятиями и определения значений терминов;
клубок ниток, перебрасывающийся от человека к человеку, поможет понять, насколько комплексны и непредсказуемы взаимосвязи внутри климатической системы и её изменений;
комиксы и интерактивные карты - отличная замена конспекту, попросите слушателей нарисовать ваш урок.

Кейсы привлекают внимание не только взрослых. Рассказать о проблеме так, чтобы человек почувствовал себя причастным, поможет место, в котором он живет. Расскажите школьникам из Архангельска, что теперь случается больше штормов и затоплений, из-за которых страдают рыбацкие деревни неподалёку, а жителям Петербурга, что из-за отсутствия льда в декабре шторма размывают берега Курортного района. Анастасия Кочнева из Движения 42 рассказала, что на севере теперь стало больше энцефалитных клещей, а в национальном парке “Русская Арктика” недавно пропал остров Перламутровый. А эксперты друзей Балтики поделились проблемами СПб и ЛО, связанными с изменением климата. Одна из самых заметных - эвтрофикация. В Финском заливе очень много сине-зеленых водорослей, которые питаются фосфором, основной источник которого сейчас - неочищенные стоки домохозяйств. Повышение средней температуры воды делает жизнь водорослей еще более комфортной, и они забирают всё больше кислорода из воды.

Хорошо рассказывают о любой ситуации карты. Юлия Леднова из Политехнического университета рассказала об онлайн-карте, на которой собраны возобновляемые источники энергии в России gisre.ru. Можно найти свой регион и показать ребятам, что в нём уже развивается альтернативная энергетика.

Недостаточно просто разработать новую концепцию Посланников Климата. Чтобы распространить её широко, нужно знать теорию. Александра Авдонина из РАНХиГС рассказала о принципах создания образовательных программ в университете и отметила, что недостаточно просто давать информацию, спикер/преподаватель/выступающий должен сам понимать и принимать масштабы проблемы и возможности её решения, чтобы быть способным вступить в дискуссию с аудиторией.

В итоге участники рабочей группы воркшопа составили своё видение идеального посланника климата. Итак, он верит в проблему и её решение, он проактивен и ведет климатически-дружественный образ жизни, постепенно совершенствуясь, не боится говорить о своем опыте и особенно об ошибках. Посланник толерантен и готов учиться вместе с учениками. Он не лектор, а фасилитатор.

Как выглядит идеальное пособие для Посланников климата, мы вам пока не скажем. Пособие выйдет в 2020-м году вместе с другими 4-мя методиками, разработанными в рамках проекта “Действуем вместе для сохранения климата”. Весной 2020-го года мы будем проводить тестирование наших методик. Если вы ходите принять участие в тестировании или как-то ещё помочь нам его организовать, у вас есть место или любопытствующая аудитория - пишите координатору проекта Виктории на электронную почту: rudenkovictoriia@gmail.com

Семинар проходил в рамках международного проекта ACCT! - Acting on Climate Change Together, цель которого - разработать пять инновационных просветительских форматов, которые помогут молодежи в Северо-Западном регионе России получить знания об изменении климата и навыки, чтобы с этими изменениями бороться. Проект входит в программу EuropeAid, финансируемую Европейской комиссией. Этот семинар – один из цикла встреч проекта, каждая из которых посвящена разработке образовательного формата, нацеленного на повышение информирования молодежи о климате и мотивация их к собственным действиям для снижения негативного влияния человека на климат. Среди партнеров проекта: эксперты экологической некоммерческой организации Друзья Балтики, Движение 42, Русско-немецкое бюро экологической информации, Русско-немецкий обмен (DRA), UfU e.V. и Санкт-Петербургский Политехнический университет имени Петра Великого.

Yandex citirovania