Yandex.Metrica

Первый день без автомобиля в Санкт-Петербурге

22 сентября 2015 года Санкт-Петербург впервые присоединился к Всемирному Дню без автомобиля. На пешеходном участке Большой Морской улицы эксперты организации «Друзья Балтики» и Климатической Секретариат Российского Социально-Экологического союза рассказали прохожим, как транспорт влияет на окружающую среду и климат, может ли транспорт быть «экологичным», и почему стоит выбирать местные товары.

В Санкт-Петербурге в рамках Европейской недели мобильности прошел Всемирный День без автомобиля – международное событие, которое ежегодно отмечается 22 сентября. Основная цель – привлечь внимание широкой общественности к вопросам развития устойчивого транспорта и существующим альтернативным способом передвижения. День без автомобиля призван сократить количество автомашин на улицах и дорогах и поддержать другие виды транспорта, в первую очередь общественный и велосипедный транспорт.

«Европейская неделя мобильности, в рамках которой проводится День без автомобиля, акцентирует внимание на том, что люди нуждаются в возможности передвижения, а не в возможности сидения в автомобиле. В городских условиях транспортные проблемы и проблемы окружающей среды, порожденные транспортом, могут быть решены только преимущественным развитием общественного транспорта», - считает руководитель общественной организации «Друзья Балтики» Ольга Сенова.

В этом году День без автомобиля прошел уже в 24 городах России, среди которых Москва, С.Петербург, Владивосток, Калининград и Казань.

«Негативное влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека недостаточно известно широкой публике и недооценивается. Загрязнение воздуха ежегодно приводит к трем миллионам преждевременных смертей по всему миру. Во всех городах мира, включая города России, в т. ч. в Москве и СПб, загрязнение атмосферы на 90 % состоит из выбросов автотранспорта. Исключение составляют лишь города с крупными металлургическими или химическими предприятиями, где за счет этих предприятий доля автотранспорта в атмосферных загрязнениях меньше. Выбросы автотранспорта содержат более 200 загрязняющих веществ, которые вызывают различные заболевания дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы и другие.» - комментирует Александр Федоров, со-председатель Российского социально-экологического союза.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Н.Албин на Большой Морской улице знакомится со стендом "Транспорт, климат, окружающая среда"Вице-губернатор Санкт-Петербурга И.Н.Албин на Большой Морской улице знакомится со стендом "Транспорт, климат, окружающая среда"Первые Дни без автомобиля прошли еще в начале 1970-х, когда в мире разразился первый нефтяной кризис. Движение вновь активизировалось в 1990-е годы. Общеевропейский День без автомобиля был организован в 1999 году в рамках кампании «В городе без моей машины», которая и получила продолжение в виде Европейское Недели Мобильности. В 2000 году сеть активистов и организаций - Всемирная Сеть движения без автомобилей провела первый международный День без автомобиля. По приблизительным оценкам в акции "День без автомобиля" каждый год участвуют более 100 миллионов человек из 40 стран и 1,5 тысячи городов мира.

Несмотря на то, что Санкт-Петербург является прогрессивным городом, только сейчас он смог присоединиться к данной акции. В Москве такое мероприятие проходит с 22 сентября с 2008 года. Столичные власти в день без автомобилей снижают расценки на общественный транспорт, выпуская специальные билеты, однако большинство автовладельцы игнорируют акцию. В Москве в этом году (как и в предыдущие годы) утром 22 сентября был зафиксирован самый сложный утренний час пик за весь сентябрь.

22 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге на пешеходном участке Большой Морской улицы были организованы информационные точки для населения. Организация «Друзья Балтики» и Климатической Секретариат Российского Социально-Экологического союза рассказывали прохожим о том, что транспорт не только загрязняет воздух, но и существенно влияет на климат, поскольку в автомобильных двигателях сжигается 2/3 добываемой в мире нефти – и от этого выбрасываются в атмосферу миллиарды тонн парниковых газов.

По словам Александра Федорова, наиболее действенной мерой повышения эффективности транспортной системы и снижения выбросов парниковых газов (и, дополнительно, загрязняющих веществ) на транспорте является так называемый «модальный сдвиг». Применительно к городскому транспорту это означает приоритетное, опережающее развитие общественного транспорта, перевод пассажиропотоков с личного на общественный транспорт. Действительно, в расчете на одного пассажира расход энергии при передвижении автобусом/троллейбусом приблизительно в 5 раз меньше, чем при передвижении легковым автомобилем (даже при полной нормальной загрузке обоих). Потребление энергии трамваем или поездом метро в расчете на одного пассажира более чем в 10 раз экономично, чем автомобилем. Если же в автомобиле едет один водитель (как это часто бывает), а не 4 человека, то энергоэффективность автомобиля ниже энергоэффективности автобуса/троллейбуса в 20 раз, а трамвая/метро – в 40 раз.

Еще одна серьезная проблема: В Санкт-Петербурге сегодня площадь проезжей части составляет 10 % от площади города – и машинам явно не хватает места. Для нормального передвижения уже существующих автомобилей требуется в 5 раз больше площади проезжей части - 50 % от всей площади Петербурга. Когда/если количество автомобилей на тысячу жителей удвоится, достигнув среднеевропейского уровня, то для их нормального передвижения потребуется 100 % площади города. Можно себе представить невероятную картину - два слоя города Петербурга, расположенных один над (или под) другим, где один из слоев - это только проезжее пространство. Такой сценарий для нашего города невозможен и не нужен. Решение - только в использовании и развитии системы общественного транспорта.

Организаторы стенда предложили петербуржцам сыграть в интерактивную игру по выбору товаров с наименьшим углеродным следом, который складывается из расстояния, проделанного товаром на разных видах транспорта. Прохожим предложили выбрать одно масло из двух. Первое было произведено в Гатчине, а второе в Новой Зеландии. Из Гатчины до покупателя масло проехало меньше 100 км, а из Новой Зеландии целых 17 000 км. При этом было сожжено огромное количество топлива, чтобы доставить это масло до потребителя.

Выбирая местные товары, покупатель не только экономит средства, поддерживает отечественного производителя, но и снижает воздействие на окружающую среду и делает воздух чище.

В рамках Европейской недели мобильности 17 сентября в прямом эфире телеканала Санкт-Петербург (http://www.topspb.tv/programs/v15222/) выступила Ольга Сенова, председатель общественной организации "Друзья Балтики". По словам О. Сеновой, каждый обычный горожанин может своим личным выбором помочь решению экологических проблем, вызванных транспортом, и вообще транспортных проблем:
- Использовать общественный транспорт
- Ездить на велосипеде
- При дальних поездках предпочитать поезд
- Покупать местные продукты
- Делать покупки в магазинах шаговой доступности, а не в загородных торговых точках.

Даже самыми, казалось, незначительными ежедневными действиями мы можем делать окружающий мир и нашу среду обитания лучше или хуже, и в этом выборе транспортные решения играют ключевую роль.

Yandex citirovania