Наша окружающая среда и Орхусская Конвенция

Mы имеем право знать! Мы имеем право участвовать!

 
 

Орхусская конвенция

Орхусская конвенция была подписана 25 июня 1998 года в Дании (город Орхус). К настоящему времени ее подписало 41 государство, ратифицировали Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Дания, Эстония, Грузия, Венгрия, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Македония, Таджикистан, Туркменистан, Украина. Польша, Чехия, Голландия, Великобритания, Европейский Союз планируют ратифицировать Конвенцию. Из стран бывшего СССР только Россия и Узбекистан не ратифицировали и не подписали Орхусскую конвенцию.

Это конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Эта международная конвенция основывается на положениях 1-й Стокгольмской декларации по проблемам окружающей среды, 10-й декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среды и развитию, резолюции Генеральной Ассамблеи о Всемирной хартии природы и Хартии о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды, а также Европейской хартии по окружающей среде и здравоохранению.

Орхусская конвенция вступила в силу 30 октября 2001 г.

Россия пока не подписала эту конвенцию.Тем не менее, многие аналогичные положения можно найти и в Российском законодательстве.

О чем эта конвенция?

Конвенция провозглашает право каждого человека на здоровую окружающую среду, что означает - “жить в окружающей среде, благоприятной для здоровья и благосостояния”.

Цель этой конвенции - гарантировать права:

  • - на доступ к экологической информации,

  • - на участие общественности в процессе принятия решений,

  • - на доступ к правосудию.

Эти права являются способами осуществления основного права – права на здоровую окружающую среду.

Орхусская конвенция – это соглашение между европейскими странами о работе с общественностью по вопросам окружающей среды. Страны, подписавшие эту конвенцию, обещают:

  1. Сделать доступными правительственные документы об экологической ситуации сегодня.

  2. Разрешить общественности участвовать в процессе принятия решений и сделать этот процесс прозрачным.

  3. Предоставить право общественности привлекать к ответственности в суде государственные или частные предприятия.

Кто является общественностью?

Это очень важный вопрос. Это может быть и один гражданин или несколько граждан. Обычно это организации или группы инициативных граждан в соответствии с национальным законом. Общественность - это физические или юридические лица, которые официально не являются ответственными за принятие решений по обсуждаемому вопросу, но интересы которых могут быть затронуты этим решением. Данное понятие определяется только с точки зрения процесса принятия решений.

Доступ к экологической информации:

Право знать означает возможность для каждого человека получать информацию о состоянии окружающей среды. Открытость и доступность информации для граждан является основой демократического общества. Согласно Орхусской Конвенции, люди имеют особое право получать экологическую информацию.

Кто собирает и распространяет экологическую информацию?

Собирать и распространять экологическую информацию является обязанностью государственных органов. Государственные службы должны не только собирать информацию, но также сообщать общественности, где можно получить эту информацию, и проводить общую работу по повышению информированности населения об экологической ситуации в регионе и о методах получения информации, и участия в процессе принятия решений.

Кто может обращаться за экологической информацией?

Любой человек может требовать информацию без доказательств его заинтересованности. Очень важно помнить, что вы не обязаны являться гражданином или резидентом страны, информацию которой вы хотите получить. “Любой” – это действительно любой человек.

Плата за информацию.

Информация в общественных списках, регистрах и файлах должна предоставляться бесплатно. Другие виды информации могут быть поданы за определенную сумму. Но она должна быть в разумных пределах, и органы власти должны указывать обстоятельства, по которым эта сумма может взиматься.

Экологическая информация - это информация:

  • - о состоянии элементов окружающей среды, таких как вода, воздух, почва;

  • - о биоразнообразии;

  • - о таких факторах как отравляющие вещества, радиационное излучение, шумы и различные виды деятельности, влияющие на здоровье человека;

  • - о безопасности и состоянии здоровья человека, культурных объектов и зданий, условиях человеческой жизни.

Эта информация может быть в любом виде – письменном, электронном, визуальным и в иной материальной форме. Это не имеет значения. Общественность имеет право получить ее.

Запрос может быть отклонен только, если:

  • - он является необоснованным или сформулирован в общем виде;

  • - материал находится на заключительном этапе его подготовки;

  • - разглашение запрашиваемой информации отрицательно повлияет на конфиденциальность работы государственных органов, национальную безопасность, международные отношения, отправление правосудия, конфиденциальность коммерческой информации.

Участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности.

Заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, в зависимости от обстоятельств, либо путем публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды (о проекте, либо о процедуре, либо о возможностях участия общественности, публичном слушании, наконец, о самом информирующем государственном органе и состоянии окружающей среды).

Общественные слушания – это встречи общественности, разработчика проекта и лиц, принимающих решение. На общественных слушаниях граждане могут задавать вопросы и высказывать свое мнение.

Принятие нормативных и других юридических актов Проекты нормативных и других юридических актов должны быть опубликованы на стадии их разработки. А общественность может внести замечания непосредственно или через представительный консультативный орган. Результаты участия общественности должны быть учтены в максимальной форме.

Доступ к правосудию:

  1. Каждая страна должна обеспечивать всем заинтересованным лицам доступ к правосудию.

  2. Представители общественности должны обладать информацией об административных и судебных процедурах для оспаривания действий или бездействия частных лиц и государственных органов, которые нарушают положения национального законодательства, относящегося к окружающей среде.

  3. Должны обеспечиваться адекватные и эффективные средства правовой защиты, включая при необходимости средства правовой защиты в виде судебного запрещения, и быть справедливыми, беспристрастными, своевременными и не связанными с недоступно высокими затратами. Решения, принимаемые в соответствии с настоящей статьей, выносятся или протоколируются в письменной форме.

  4. Общественность имеет доступ к решениям судов и, по возможности, других органов.

  5. Также должна быть предоставлена информация об административных и судебных процедурах рассмотрения решений (для того, чтобы общественность знала свои права).

  6. Должны быть устранены финансовые и другие препятствия для доступа к правосудию.

Широкий доступ к правосудию означает, что каждый человек имеет возможность осуществить свои права. (Права на защиту своих интересов в суде имеет любой гражданин, организации, правительственные должностные лица и коммерческие предприятия).

Кто принимает решение по вопросам нарушения экологических прав?

Независимое нейтральное “третье лицо” - судебная система страны. Ни правительство, ни отдельные граждане не могут решать, нарушены ли экологические права.

Орхусская Конвенция является наиболее демократичным на сегодняшний день международным документом, закрепляющим права граждан защиту своих прав в судебном порядке. Ее полную версию на русском языке можно получить в Центре Экологической информации (Санкт-Петербург, пер. Гривцова, 10), либо в Интернете на сайтах:

http://www.unece.org/env/pp/

http://www.president.gov.by/Minpriroda

Up