Наша окружающая среда и Орхусская Конвенция

Mы имеем право знать! Мы имеем право участвовать!

 
 

Наши права, обеспеченные национальным законодательством

К нашему сожалению, Россия не присоединилась к Орхусской Конвенции. Возможно, в будущем это произойдет. Но на данный момент мы можем опираться на нашу национальную правовую базу.

Основным законодательным документом нашей страны является Конституция Российской Федерации.

Наша конституция провозглашает – “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением” (статья 42).

Об участии в управлении государством и участии в процессе принятия решений статья 33 Конституции Российской Федерации говорит, что “Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”. Статья 32 Конституции РФ устанавливает, что “каждый гражданин имеет право участвовать в управлении государством – либо непосредственно через референдум или через своих представителей”.

Помимо Конституции РФ, существует федеральное законодательство, которое включает такие законы, как “Закон об охране окружающей природной среды”, где закреплено право граждан участвовать в принятии экологически значимых решений. Статьи 12-14 того же Закона устанавливают, что органы местного самоуправления и специально уполномоченные на то государственные органы власти “обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности”. Также существует статья 28 Земельного кодекса РФ, регулирующая участие граждан в принятии экологически значимых решений на стадии размещения объекта. Статья 18 Градостроительного Кодекса РФ также затрагивает права граждан на участие в обсуждении на стадии планирования объектов.

Кроме законов устанавливающих порядок участия граждан (то есть всех нас) в принятии решений, существуют законы о наших правах на информацию:

Статья 24 часть 2 Конституции гласит: “Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”.

Статья 29 ч. 4 Конституции: “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом”.

В соответствии со статьей 10 Закона “Об информации, информатизации и защите информации”, государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (это информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация).

Когда наши права нарушаются или игнорируются, мы вправе защищать свои права в судебном порядке:

Например, нормы Конституции (чаcти 1 и 2 статьи 46) гласят, что "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". А также: "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Таким образом, отказ в доступе к информации или отказ в вашем праве на участие может быть обжалован в судебном порядке.

Как мы с вами можем видеть, наша Конституция и другие законы в какой-то мере регулируют наши права на благоприятную среду обитания, на получение информации и участие в принятии решений в нашем государстве.

Например, мы имеем право:

  1. Участвовать в управлении делами государства (статья 32 Конституции).

  2. Обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции).

  3. Проводить публичные мероприятия (статья 31 Конституции).

  4. Участвовать в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях по охране окружающей среды (статья 12 Закона об охране Окружающей Природной Среды ).

  5. Излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды в Законодательное собрание и требовать их рассмотрения (статья 12 Закона об охране Окружающей Природной Среды).

  6. Участвовать в референдумах по охране окружающей среды (статьи 12 и 41 Закона об охране Окружающей Природной Среды).

Граждане могут действовать и через общественные организации, которые (согласно статье 13 Закона об Охране Окружающей Природной Среды):

  • - могут разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы;

  • - организовывать собрания, митинги, пикеты, демонстрации, сбор подписей;

  • - входить с предложениями о проведении референдумов;

  • - требовать назначения экологической экспертизы;

  • - рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе.

Со своей стороны государственные органы и должностные лица (статья 14 Закона об охране Окружающей Природной Среды) должны “принимать необходимые меры по выполнению предложений и требований граждан и общественных объединений” и информировать общественность по интересующим ее вопросам.

К сожалению, решение подобных вопросов затруднено бюрократизмом чиновников, их некомпетентностью или распылением обязанностей среди служб. Современное законодательство несовершенно, почти не дает нам возможность защищать свои интересы в отношении благоприятной среды обитания, отстаивать наши “экологические права”.

Можно с уверенностью говорить о том, что в нашей стране почти полностью отсутствует так называемая “экологическая культура”, которая включает в себя знания о природе, в которой мы живем, об источниках ее загрязнения, о способах взаимодействия с властями и законах, которые могли бы защитить нас с вами.

Up