ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

С. С. Воронков,
Средняя школа №12
 

 
 
 

То, что будоражило умы всех без исключения здравомыслящих людей, детей и взрослых, год назад случилось – человечество вступило в новый век и новое тысячелетие. Воспитание достойных жителей XXI века стало одной из важнейших задач работы педагогов, психологов, методистов. Благодаря разнообразным формам, методам, приемам обучения и воспитания ребята погружались в мир таинственной истории, рациональной математики, вдохновенной литературы, строгой физики, вездесущей биологии и многие другие миры. На основе этого формировалось мировоззрение, складывалась полноценная, адекватная картина окружающего мира, с которой и должно было подрастающее поколение войти в новый век.

К сожалению, этот путь с каждым годом все сильнее омрачался мыслями о том, что не все благополучно в настоящем и будущем. Парниковый эффект, озоновые “дыры”, истощение природных ресурсов, вымирание многих видов растений и животных, демографический взрыв… Этот список можно продолжать долго. И становится ясно, что решение этих проблем в конечном итоге ляжет на плечи мальчишек и девчонок, которые пока еще сидят за партами.

Но как показывает практика, выпускники школ, обладая большим багажом знаний, совершенно не умеют применять их в реальной жизни. Для них затруднительно смотреть на вещи, в случае необходимости, иными глазами, логически преобразовывать всю систему понятий об окружающем мире для достижения целей своей работы, и в конечном итоге целей своей жизни. И это – серьезная проблема современной педагогики в целом и каждой школы, каждого педагога в частности. Школа №12 Василеостровского района Санкт – Петербурга не являлась исключением до недавнего времени. Но с 1999 года в ней стал работать Клуб, в который вошли юные любители биологии, экологии, психологии, химии. Почему не “кружок”, а “Клуб”? Потому, что любой ученик может прийти, пообщаться, получить консультацию у педагога или помощь у товарища (не стоит забывать, что этот коллектив разновозрастный), принять участие в дискуссиях, конференциях, экскурсиях и мастерских.

Мастерская – педагогическая технология XXI века, разработанная педагогами «Французской группы нового образования» - GFEN (Окунев, 2001). Это форма организации многомерного, многоуровневого диалога детей и взрослых, который создает условия для восхождения к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям. Все задания на мастерской направлены на обнаружение многочисленных связей человека и окружающего мира, а также его компонентов между собой. При этом личность ребенка должна максимально погрузиться в ситуацию мастерской, что приводит к рождению новых, уникальных, индивидуальных или групповых картин, а в общем итоге приводит к формированию практически ориентированного мировоззрения.

Результаты мастерской четко не программируются мастером детально. Это может быть и только развитие мотивации к дальнейшему познанию, а может и создание завершенных проектов на основе открытых знаний.

Работу по детскому энергетическому проекту мы также решили провести в форме мастерской, посчитав эту форму работы, на основании всего вышеперечисленного, оптимальной для решения сложнейших вопросов энергосбережения.

Мастерская носит название “Каким теплом согреты?”. Её цель – создать условия для всестороннего раскрытия и понимания учениками понятий “энергия”, “энергетика”, осознания сущности энергетических процессов в природе, их роли в жизни человека. Предполагаемый результат мастерской: создание проекта – модели оптимального энергосбережения человека. Этапы мастерской и их описание:

1) Приветствие собравшихся

Слово мастера: зачитываются короткие отрывки из детских сказок “Морозко”, про Василису Прекрасную, про Бабу Ягу, про Змея Горыныча и т. п.

Задание: попробуйте мысленно перенестись в события этих сказок, представить себя героями и описать, что заставляет вас двигаться, извергать огонь, согреваться от мороза.

Ученики: работают индивидуально, потом желающие высказываются.

Посадка: классическая или по группам (произвольно).

2) Задание: уже не раз в ваших высказываниях звучало слово “тепло”. Какие ассоциации оно у вас вызывает? Запишите их.

Сходите в гости к своим одноклассникам, дополните свои списки и поделитесь своими мыслями.

Запишите на доске самые интересные, на ваш взгляд, ассоциации.

Ученики: работают индивидуально и коллективно.

3) Задание: а сейчас попробуйте сформулировать и перечислить, какие вопросы у вас возникали в детстве или возникают сейчас по поводу всего вышеперечисленного?

Ученики: предлагают варианты – откуда тепло в теле человека? Откуда тепло в батареях? Откуда свет в лампочке? и т. д.

4) Задание: для ответов на все эти вопросы мы разделимся на группы. Все эти вопросы объединяет одно общее слово, один общий ответ – “энергия”. Давайте изучим это понятие.

Ученики: получают материалы для работы в группах:

I группа – ядерная и ветровая энергия;
II группа – солнечная, тепловая и геотермическая энергия;
III группа – гидроэнергия и гравитационная энергия;
IV группа – химическая, биохимическая энергия;
V группа – психическая энергия.

Ученики самостоятельно изучают предложенные им материалы, обсуждают прочитанное, пытаются собрать из предложенных вещей (бумага, картон, клей, пластилин, настольная лампа, вентилятор, емкости с водой, миниатюрный электронагреватель) элементарные модели, рисуют, пишут рассказы и т. п.

Далее – выступления представителей групп.

5) Мастер: руководствуясь расстановкой мебели на мастерской (столы образуют пятиугольник), мастер предлагает натянуть веревочки от 1, 2 и 3 столов к двум стульям, стоящим в центре класса и снабженным чистыми табличками.

Задание: вы изучили различные виды энергии. Из них получают два самых важных для нас вида. Давайте подпишем таблички (“электромагнитная” и “механическая”).

Не возникли у вас вопросы по поводу веревочек? Давайте это обсудим.

Ученики: получают карточки с заданиями на группу:

Cтолы № 1, 2, 3 – обсудить достоинства и недостатки своих источников энергии, столы 4, 5 – обсудить возможности получения электротока из их энергий.

В процессе обсуждения можно “ходить в гости”, дополнять выводы друг друга. Далее – выступления.

6) Мастер: вводит понятие “энергетика”.

Задание: дайте определения этому слову, приведите ваши мысли, ассоциации.

Ученики: работают индивидуально и в группах. Выдвигаются предположения о том, что энергетика – это наука и отрасль хозяйства человека.

Задание: ответить на вопросы энергосоциометрии: С каким видом энергии вы бы объединились для совместной службы человеку? Какой источник энергии вы считаете невыгодным, неэффективным в энергообеспечении человека?

Примечание: Данная методика является психологической и отражает взаимосвязи людей в небольшом коллективе. С помощью нее у ученика сложится первичное представление о будущей энергетической модели, интегрирующей в себе самые эффективные источники энергии.

7) Перегруппировка: необходимо сесть так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю от старой.

Задание: используя знания о различных видах энергии, их достоинствах и недостатках попробуйте создать универсальную модель – источника электрического тока и механической энергии.

Ученики: работают в группах, озвучивают результаты.

Рефлексия. Это метод самоанализа своих чувств, эмоций, отношения к происходящему, «потерь и приобретений» в процессе работы на мастерской. Подведение итогов. Окончание мастерской.

Мастерская завершена. На столах остается огромное количество накопленного за это время материала: списки ассоциаций, детские вопросы, рассуждения, выводы, наброски и окончательные варианты проектов. Получили бы мы это, проводя работу по традиционной технологии? Я сомневаюсь. Безусловно, подготовка мастерской и ее проведение требует больше времени и сил от преподавателя, чем подготовка урока.

Но силы потрачены не впустую. Ведь ребята сами пришли к своим выводам, сами сделали открытия. Кроме того, почти у каждого ученика остается какой-то “огонек”, стимул продолжить эту работу, еще что-то с чем-то объединить, создать свою новую модель. А может быть ему просто захочется выключить лишний свет, понимая, что пока еще наши электростанции не такие совершенные, или согреть теплом своего дома, а главное, своего сердца, замерзающее на улице животное. Вот и свершилось экологическое воспитание.

В заключение я хочу выразить свою благодарность всем членам Клуба юных исследователей природы (ученикам школы № 12), принимавшим активное участие в подготовке и реализации мастерской:

 

Битипаш Антону
Иванову Вадиму
Ивановой Ире
Левченко Анне
Петрову Алексею

Петровой Марии
Пинкину Александру
Полякову Стасу
Логинову Олегу
Чернову Дмитрию

Желдакову Сергею
Константиновой
Марине
Смагиной Анне
Покрышевской Елене

Благодарность также выражается Корсунову Константину и Жеребновой Евгении (за техническое обеспечение проекта) и руководителям ассоциации “Петербургское Новое образование” Окуневу А.А. и Казачковой Т.Б. (за научно-методическую помощь и поддержку).

Литература

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М. Политическая литература. 1987.
2. Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб, Просвещение. 2001
3. Энциклопедический словарь юного техника. М. Педагогика. 1988.
4. Энциклопедический словарь юного химика. М. Педагогика. 1986.

Наш адрес: 199226 г. Санкт – Петербург
Ул. Кораблестроителей, д.21, кор.3
Средняя школа №12 с углубленным изучением английского языка

 

 

 

Далее…

 
Up