Реализация энергетического проекта в школе № 137 Санкт-Петербурга.

Л. В. Алексеева,
учитель химии и экологии школы № 137
 

 
 
 

Участие нашей школы в реализации образовательного регионального детского энергетического проекта в 1999 году было вызвано прежде всего тем, что школа в течение нескольких лет успешно работала по экспериментальной модели “Экология и Диалектика”. Наша школа принимает участие в работе Детского Энергетического проекта с 1999 года.

Школьная программа обучения, начиная с первого класса, была рассчитана на развитие у учащихся (детей) неординарного мышления и экологизацию образования, то есть, переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции активного участника решения жизненно важных проблем.

Стандарт экологического образования рассматривался на трех условиях уровнях.

Первый уровень связан с убеждением учащихся в собственной ответственности за окружающий мир и свое здоровье.

На втором уровне доводится сознание ребенка до понимания экологических проблем. К чему приводит деятельность человеческого общества? Твоя деятельность? Например, бережное отношение к воде, свету.

Третий уровень связан с традиционными предметами, где важным становиться интегрированный подход при изучении того или иного объекта (природы, человека, общества, деятельности человека).

Исследование энергопотребления и возможностей энергосбережения дома или в школе очень хорошо согласуется с концепцией школьной образовательной программы. Учащиеся разного возраста способны поставить задачу и попытаться ее решить, изучить причины возникновения проблемы. Задачи могут иметь отношение к использованию энергии или касаться способов ее получения и последствий из-за нерационального ее потребления и добычи.

 
 
 

Решать задачи учащиеся могут произвольно. Каждый выбирает свой путь решения. Это может быть творчество, осознание проблемы через рисунок, стихотворение, сказку. Другим ближе провести литературный поиск и написать реферат. Учащиеся старших классов выбирают исследовательский подход к решению проблемы, производят экспериментальные наблюдения, производят расчеты, обобщают их и учатся делать выводы по полученным результатам. Все это способствует развитию у ребят ответственности за свои и чужие действия. Они учатся не только любить и сострадать всему живому, но у них появляется желание “не навредить” и интерес к приобретению знаний для того, чтобы улучшить окружающий нас мир.

Если первоначально на конкурс детского творчества в рамках проекта ШПИРЭ наша школа предоставляла такие работы, как альбом карикатур, рисунки, стихотворения, сказки и рефераты, то в 2000 и 2001 годах учащиеся 9-х классов смогли уже представить исследовательские работы по получению и потреблению электроэнергии.

В работах были использованы сведения о расходе электроэнергии семьями учеников девятых классов. Данные о потреблении электроэнергии собирались учениками каждый день в течение недели. В работе по сбору данных приняли участие 62 человека в 2000 году и 65 человек в 2001 году. Из этих работ были отобраны лучшие (те, которые были выполнены удовлетворительно и содержали реальные цифры). В завершение комплекса исследований была произведена сортировка работ по количеству человек в семье и распределение их по дням недели. Данные, полученные в работах, были систематизированы и обобщены.

Расход электроэнергии (кВт/ч) по дням недели
для семьи из 2-х человек (2000 г.).

Таблица 1            

День
недели

Понедель-
ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскре-
сенье

1
2
3
4
5
6

3
6
5
4
12
2

4
4
3
7
13
4

2
5
3
5
6
6

5
6
4
6
7
4

3
8
3
7
12
7

1
4
3
5
9
8

2
5
3
4
15
6

Сумма

32

35

27

32

40

30

35

Средн.
арифм.

5,3

5,8

4,5

5,3

6,7

5,0

5,8

Результаты представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм потребления электроэнергии различными семьями, в зависимости от количества членов семьи и дня недели. В качестве примера приведены данные 2000 года для семьи, состоящей из 2-х человек (таблица 1), и расход электроэнергии в воскресенье (рис. 2). В 2001 году был дополнительно проведен сравнительный анализ результатов двух лет.

Сортировка работ и обработка результатов также проводилась учащимися, а в 2001 году был дополнительно проведен сравнительный анализ результатов двух лет.

Исследование энергопотребления с участием всех учащихся девятых классов стало возможным после введения новой экспериментальной программы курса “Технология” в 2000 году, разработанной в нашей школе. Программа профильного обучения учащихся 9-х классов общеобразовательной школы: “Учебно – исследовательская экологическая деятельность учащихся” рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю), из которых 34 часа (1 час в неделю) практические занятия.

Эта программа является составной частью единой системы непрерывного экологического образования в школе и реализуется по блокам “Экономика и экология”, “Экология и здоровье”, “Экология и компьютер”. Темы исследовательских работ выбираются учащимися по желанию, исходя из общего направления курса обучения, и касаются рационального природопользования, природных ресурсов (водных, энергетических, лесных и др.), вопросов загрязнения окружающей среды, охраны здоровья. В конце учебного года ребята защищают свою работу на школьной конференции, посвященной экологическим проблемам.

 

Энергопотребление в воскресные дни (кВт/час)
в зависимости от состава семьи
 

Энергопотребление в воскресные дни (кВт/час) в зависимости от состава семьи
 

Рис. 2
 

Направление исследований, предложенное МОМЭО “Дети Балтики”, входит в содержание нашей программы и вызывает интерес учащихся к более детальному изучению проблем, связанных с добычей и использованием энергетических ресурсов. Работы по Детскому Энергетическому проекту согласуются с основным направление обучения и вызывают интерес учащихся к детальному изучению проблем, связанных с добычей, использованием и сохранением энергетических ресурсов.

Выступления на конференциях, участие в обсуждении проблем, участие в деловых играх и обсуждении исследовательских работ на региональном уровне способствуют более полному осознанию экологических и социальных проблем, а также и к активному их решению, воспитывают у ребят ответственное отношение к окружающему нас миру.

Автор:
Алексеева Любовь Викторовна,
учитель химии и экологии школы № 137.
д.т.: 526-55-67
р.т.: 555-29-17

 

 

 

Далее…

 
Up