Введение в проект

Ингвельд Лорентсен, Норвежское общество охраны природы,
О. Н. Сенова, МОМЭО ”Дети Балтики”
 

 
 
 

История проекта

Международный образовательный проект для школьников SPARE был создан Норвежским обществом охраны природы в 1996 году. С тех пор он осуществлялся во многих странах – в Норвегии, Шотландии, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Венгрии, Чехии и в северо-западных регионах России. Начиная с 2002 года проект начал работать во всей России.

Примечание: Название проекта SPARE расшифровывается таким образом: School Project for Application of Resources and Energy. На русский язык это было переведено, как “школьный проект по использованию ресурсов и энергии” - ШПИРЭ).

 
Координаторы проекта
 

Координаторы проекта
 

Актуальность проекта ШПИРЭ

Вопросы получения и использования энергии тесно связаны с состоянием природной среды, экономическими и социальными аспектами. В настоящее время во всем мире происходит обострение экологического кризиса, во многом обусловленного увеличением энергопотребления, истощением невозобновимых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств.

Экологическое образование в этой области может существенно изменить менталитет людей и помочь улучшить ситуацию. Особенно важно показать возможность личных действий каждого человека, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на нашу среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений.

Цель проекта ШПИРЭ

Цель проекта - воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

Важно не только дать детям знания об энергии и ее взаимосвязи с окружающей средой, но и создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, воспитать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечь их в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения.

Особенности и привлекательность проекта ШПИРЭ

Каковы особенности проекта и какова польза для педагогов и школьников от участия в таком проекте? Мы перечислили здесь некоторые из важнейших, по нашему мнению, особенностей:

  • Проект может быть использован преподавателями разных дисциплин – экологии, физики, математики, географии, ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности), биологии.

  • Проект содержит много материалов, интересных для факультативной и внешкольной работы с детьми, для дополнительного образования, занятий в клубах и кружках.

  • Проект выгодно отличается от специализированных исследовательских проектов, олимпиад и конкурсов, где проявить себя могут только школьники специального и очень высокого уровня подготовки. Выполнение практических работ по проекту “Энергосбережение” доступно детям разных склонностей при общем руководстве преподавателя, не требует сложных индивидуальных самостоятельных заданий или выполнения части работы взрослыми.

  • Учащиеся не только изучают предмет и выполняют теоретические за-дания по книге “Энергосбережение”. Дети активно участвуют в практической деятельности, проявляют инициативу, делают собственный выбор и принимают решения.

  • Проект вовлекает в вопросы энергосбережения не только школьников, но и их родителей, соседей, представителей власти, жителей местности, где активно действуют участники проекта. Это усиливает интерес и мотивацию детей к участию в проекте.

  • Практическая деятельность в проекте ориентирована на решение акту-альных повседневных вопросов и проблем в реальной ситуации. Учащиеся на практике видят связь между теорией и жизнью.

  • Работа в проекте стимулирует фантазии детей, возможность думать са-мостоятельно. Это особенно важно для подготовки к решению проблем, с которыми они встретятся в будущей самостоятельной жизни.

  • В рамках проекта Вы можете работать в различных формах – проведе-ние традиционных уроков, лекций, дискуссий, исследований, организация совместных мероприятий с другими классами или школами, использовать различные формы внешкольной работы, многие из которых которые будут описаны далее.

Социальная значимость проекта

Основными участниками проекта являются учащиеся, но, опосредованно, частью этой деятельности становятся и взрослые родственники, члены семей, соседи, которые вовлекаются в измерения энергопотребления дома, в обсуждение результатов, в поиски путей экономии тепла и электричества. Дети делятся со взрослыми знаниями, полученными в проекте: как сберечь тепло в квартире, как лучше изолировать окна и двери, как экономить электроэнергию. При этом школьники чувствуют свою значимость, важность информации, которую они получили в проекте ШПИРЭ.

Результаты исследований энергопотребления, энергопотерь в школьных зданиях, в домах района важны и для местной власти. На эту информацию власти могут опираться при подготовке своих технических решений.

Календарный план проекта

При нормальной реализации проекта в течение всего учебного года календарный план может быть примерно следующим:

Октябрь: Вы получаете книгу и другие методические материалы. Организуете в своей школе обсуждение проекта вместе с коллегами и школьной администрацией или (и) принимаете участие в круглом столе для учителей вашей местности по обмену опытом и лучшему знакомству с проектом.

Составляете свой детальный план работы по проекту. Хорошо, если учащиеся принимают участие в планировании.

Октябрь - ноябрь: Вы проводите стартовое мероприятие для вовлечения детей в проект или участвуете в подобном региональном мероприятии, организованном вашим региональным координационным центром или коллегами, имеющими опыт работы в проекте. Это может быть выставка детских работ прошлых лет, семинар для детей, уже выполнявших работы по проекту “Энергосбережение”, игра на тему энергетики и окружающей среды.

Ноябрь - декабрь: Вы можете начинать работу по проекту. Мы рекомендуем Вам начать с теоретической части книги и заданий внутри книги. Используйте по возможности дополнительные материалы, видеофильмы, встречи со специалистами, экскурсии и другие формы познавательной деятельности, о которых мы пишем далее.

Январь – февраль - март: Вы начинаете работать с о школьниками над отчетом по тем формам, которые у Вас есть. Чтобы вовлечь всех учащихся в активную деятельность по проекту, предлагаете всем выбрать какую-то форму для самостоятельно творческой работы. Планируете и проводите внешкольные акции или другие мероприятия, о возможных формах которых мы пишем в следующих разделах.

Апрель: Окончание проекта 26 апреля – это День альтернативной энергетики, день памяти о Чернобыльской катастрофе. В этот день можно организовать конференции, публичные акции, выставки. В этот день участники проекта могут показать окружающим, что они узнали об энергии, как разумным отношением к энергии можно сберечь природу, нашу среду обитания.

Май: Вы можете провести встречи с коллегами из своей школы, из других детских организаций, обсудить результаты проекта, обменяться опытом, спланировать совместные действия по проекту на следующий год.

Июнь – июль - август: В рамках летней школьной практики вы совместно со школьной администрацией можете организовать практические работы по повышению энергоэффективности школьного здания: утепление дверей, окон наблюдения.

 
Введение в деловую игру
 

Введение в деловую игру
 

Возможно, в первый год работы у вас не будет времени пройти весь проект. В зависимости от ваших возможностей, вы можете выбрать часть книги, может быть после дискуссии с учащимися. В марте-апреле наступает время составления отчета. Очень важная часть отчета – измерения энергопотребления в вашем классе, в вашей школе, заполнение специальных отчетных форм.

Хорошо, если отчет будет включать дополнительные исследования, фантастические проекты, рисунки и любое другое детское творчество на тему энергии и энергосбережения.

К отчету вы можете приложить фотографии вашей школы, несколько фото о вашей деятельности в течение года.

 
 
 

Информационно-методическая основа проекта ШПИРЭ

Прежде, чем вы начнете работать в проекте, мы рады поделиться с вами некоторой информацией, основанной на опыте учителей, которые участвовали в проекте ранее.

Основной учебно-методический материал по проекту состоит из трех частей:

  • Книга для учителя “Энергосбережение” с практическим заданиями для учащихся.

  • Практическое задание и форма отчета по энергопотреблению для школы.

  • Практическое задание и форма отчета по энергопотреблению для класса.

В дополнении к этому Вы получите в конце осени отчет о проекте, где будут проанализированы проектные материалы и результаты.

Формы и методы работы с детьми по проекту ШПИРЭ

Проект в основном направлен на детей в возрасте от 10 до 13 лет. Конечно, можно и нужно работать со школьниками и других возрастов, но при этом необходимо адаптировать базовые методические материалы проекта и использовать дополнительные материалы.

Проект дает большие возможности работы с детьми как в школе, так и за ее пределами. Из опыта работы по проекту можно предложить различные формы работы, направленные на изучение вопросов энергии и окружающей среды, на практическую оценку энергоэффективности школьных зданий и классных помещений, на развитие творческих наклонностей и устремлений детей, создание мотивации к социально-активным действиям. Ниже мы описали некоторые формы работы из опыта учителей северо-запада России.

Познавательные занятия и задания для учащихся

Кроме традиционных форм обучения в школе или в кружке и дополнительных занятий вне школы сюда включены различные творческие задания и работы, при выполнении которых знания используются комплексно и применительно к повседневной жизни. Таким образом, изучение энергии и вопросов энергосбережения перестает быть абстрактным. Происходит творческое повторение, закрепление и применение теоретических знаний.

  1. Обсуждение вопросов, связанных с энергией, на уроках математики, физики, химии, географии, экологии и биологии, на занятиях экологических кружков.

  2. На занятиях составление и обсуждение энергетических цепочек.

  3. Лекции специалистов в области возобновимой энергетики, энерго-сбережения.

  4. Разработка экскурсионных маршрутов, экологических троп, раскры-вающих тему энергетики, энергосбережения, связи их сохранением природы.

  5. Экскурсии на энергетические предприятия, изучение источников электро- и теплоснабжения своего города, района.

  6. Посещение выставок энергосберегающих технологий.

  7. Для маленьких – чтение и раскрашивание книжек-раскрасок на тему энергии, изготовление аппликаций, оригами (бумажных складных фигурок), сочинение и обсуждение сказок об энергии.

  8. Экологический театр – постановка спектаклей, ЭкоШоу на тему энергии.

  9. Деловые игры для старших школьников на тему энергии и энерго-сбережения с участием специалистов, которые играют роль представителей власти, науки, бизнеса, прессы, общественных организаций. Взаимодействуя со взрослыми игроками, школьники ищут и пытаются реализовать свои идеи повышения энергоэффективности и сохранения природной среды в своем регионе.

  10. Проведение в школе, в районе, в городе конкурса детских творческих работ, который позволит привлечь к проекту школьников разных возрастных групп и различного уровня подготовки. Спектр номинаций конкурса может быть очень широк: отчеты об энергопотреблении в школе и дома, исследовательские и реферативные работы, фантастические проекты и модели энергоустановок и экологически чистых предприятий, рисунки, листовки, стенгазеты и любые творческие работы.

  11. Проведение эколого-энергетической смены выездного лагеря, интересно проведение межрегионального лагеря с обменом опытом между детьми и педагогами.

Практические задания для учащихся, формы исследовательских работ

Результаты таких работ имеют большое прикладное значение, обращают внимание детей и тех, с кем они взаимодействуют, на реальные ресурсы и пути энергосбережения. Кроме того, при выполнении практических исследований происходит применение знаний, полученных школьных уроках.

  1. Наблюдения и измерения расходования энергии в школе и дома.

  2. Составление энергетического паспорта школы.

  3. Выращивание растений на биотопливе в школе, дома (“Огород на подоконнике”).

  4. Экологический подход к организации собственной жизни: “Энергия и питание” – оценка энергозатрат и составление оптимального питания по энергетической ценности; “Упаковка и энергия” – исследование энергозатрат на производство упаковки, использование многоразовой упаковки; “Капала вода из крана” – измерение расхода воды.

  5. Исследовательские работы по результатам экскурсий на энергетические объекты.

  6. Выявление и исследование причин потери энергии в микрорайоне (например, утечки горячей воды), в школе, дома.

  7. Оценка окупаемости приборов контроля расхода воды, газа, тепла.

  8. Анализ использования природных ресурсов края через призму времени: в прошлом, в наши дни, прогноз на будущее.

  9. Анализ влияния энергетических объектов на окружающую среду (реферат или исследование на примере влияния энергетических объектов в вашей местности на воду, воздух, почву, живых существ).

  10. Создание карты “горячих точек”, примеров потерь энергии. Это могут быть утечки из теплотрассы, дымящие котельные, дома со сломанными входными дверями и т.д.

Социально-активные формы работы в проекте ШПИРЭ

Результаты ваших наблюдений, измерений, исследований очень важны. Стоит рассказать о них другим школьникам, администрации школы, жителям вашей местности. Очень важно, чтобы люди увидели, что они сами могут что-то сделать для экономии энергии. Власти тоже могут предпринять конкретные меры для снижения потерь энергии в вашей местности, в отдельных зданиях.

  1. Экологический патруль в школе, в микрорайоне (регистрация утечек горячей воды, не закрывающихся дверей домов, не выключенного освещения в светлое время суток и т.д.). Передача сведений районным властям.

  2. Публичная защита практических проектов энергосбережения с приглаше-нием руководства школы, района, специалистов по энергоснабжению.

  3. Корректировка Устава школы и внесение в него принципов и мер обеспечения энергосбережения.

  4. Создание проекта “Энергоэффективный дом” и его публичная защита.

  5. Создание действующих моделей энергоустановок (на ветроэнергии, на солнечной энергии, ни биотопливе) и демонстрация в школе, в районе, на семинарах.

  6. Проведение акции “Горящие деньги” – изготавливаются из бумаги деньги, на обороте которых написано, что это стоимость зря потраченной энергии. На улице, на площади деньги сжигаются при большом скоплении народа.

  7. Акции “Мусорный ветер” с распространением листовок о связи мусора и потребления ресурсов с энергией, организация выставки “Вторая жизнь вещей”.

  8. Социологический опрос жителей – об их отношении к экономии энергии, о понимании, как это связано с природой и их жизнью, знают ли они, как легко можно сберечь тепло в доме, энергию при приготовлении пищи, воду и т.д. Публикация результатов опроса в местной прессе.

Возрастные особенности детей, важные для участия в проекте

Младшим школьникам еще сложно понять физический смысл энергии. Поэтому вопросы энергии и энергосбережения с малышами лучше рассматривать с практической точки зрения, с позиции самого ребенка и мира, который его окружает. Самая привлекательная и эффективная форма обучения для такого возраста – игровая. Также эффективны занятия, где дети могут делать что-то руками (раскрашивать, вырезать, лепить).

Школьники 10-13 лет – основная целевая группа проекта - с интересом выполняют задания, позволяющие им повысить свой статус в классе, школе: работать в школьном патруле, следить за потреблением воды, выключением света. Им посильны исследования энергопотребления и возможностей экономии ресурсов и энергии в своей школе и дома, опросы и исследования на тему теплопотерь в зданиях. Такая работа интересна детям, склонным к общению и активной практической деятельности.

Для ребят важно признание значимости их работы. Обращение к местной власти с информацией об обнаруженных детьми потерях энергии может принести практическую пользу школе, району, а также показать властям важность работы школьников.

Школьники этого возраста также охотно занимаются различным творчеством на тему проекта – рисуют, делают макеты, сочиняют сказки и частушки, участвуют в конкурсах.

В работе со старшими школьниками наибольших результатов удается достигать в том случае, если участие в проекте отвечает их планам дальнейшего образования или общественной деятельности. Старшие школьники, склонные к исследовательской деятельности, могут выполнить полноценную исследовательскую работу на тему энергии и энергосбережения с постановкой задачи исследования, определением методик, обсуждением полученных результатов. Такая работа может быть опубликована, автор может участвовать в конференции или семинаре, в том числе в ВУЗе, в который он собирается поступать.

Старшие школьники также могут попробовать свои силы в журналистской, публицистической деятельности для распространения результатов исследования.

 
Доцент Технического Университета В. Бреусов рассказывает о возможностях энергетики
 

Доцент Технического Университета В. Бреусов рассказывает
о возможностях безъядерной энергетики в нашем регионе
 

Распространение и использование результатов проекта

Важная миссия проекта - распространению знаний об энергосбережении, об энергетике и ее взаимосвязи со средой обитания среди других детей и среди взрослых (родителей, соседей, жителей вашей местности), использование детских результатов для привлечения внимания властей и специалистов к проблемам энергопотерь, к необходимости применения мер энергоэффективности.

Как можно распространить проект и свои результаты в своей школе:

  • Пригласить других учеников на встречу, школьный семинар или конфе-ренцию и рассказать о проекте и ваших находках.

  • Пригласить родителей на такую встречу и рассказать о вашей работе, особенно связанной с домашним энергосбережением, с возможной экономией семейного бюджета. Это можно сделать на общешкольном родительском собрании.

  • Вывешивать в школе стенгазеты, плакаты.

  • Издать свою газету, листовку и распространить ее среди школьников и родителей.

Как можно распространить результаты проекта за пределами школы:

  • Распространяйте информацию о проекте ШПИРЭ и ваших результатах в своем микрорайоне, размещайте свои работы – листовки, рисунки, стенгазеты – в людных местах, в витринах магазинов, в библиотеках.

  • Взаимодействуйте с местной властью и политиками, пригласите их на семинар или встречу в школу, где вы расскажете о своих находках и зададите им вопросы. Вы – группа ребят, имеющих результаты и свои выводы – вместе с педагогом можете прийти на прием в Администрацию вашего района, в Муниципальный Совет, рассказать о вашем беспокойстве по поводу потерь энергии, об обнаруженных вами недостатках. Вы можете послать властям письма или листовки.

  • Взаимодействуйте с экспертами, спрашивайте о местной энергетической ситуации.

  • Постарайтесь найти общественные организации, которые работают в области энергетики и среды обитания и используете возможность узнать об их работе, сотрудничайте с ними.

  • Вы можете организовать региональный семинар с участием других школ, работающих по проекту, пригласите туда ученых, журналистов, представителей местной власти.

  • Взаимодействуйте с журналистами, предлагайте им свои темы и результаты для публикации.

  • Приглашайте прессу на свои экскурсии по “горячим точкам” энергопотерь.

     
    Молодёжная акция "За безъядерное будущее" в городе Ломоносове
     

    Молодёжная акция "За безъядерное будущее" в городе Ломоносове
     

  • Вы можете послать ваши рисунки, предложения по энергосбережению и отчеты в центр энергоэффективности или в центр энергосбережения, если он есть в вашем регионе. o 26 апреля – в День альтернативной энергетики - вы можете провести публичную акцию или выставку в центре города, на рыночной площади, в другом людном месте, распространить листовки среди жителей

  • Вы можете послать письмо партнерскому классу в другой регион, в другую страну.

Если у вас есть вопросы

С вопросами по энергообеспечению или потерям энергии в вашем районе вы можете обратиться в отдел коммунального хозяйства администрации района, в отдел городского хозяйства администрации города (у вас он может называться и по другому).

С вопросами по проекту вы можете обратиться в координационный центр проекта ШПИРЭ: А/я 21, ул. Чебышевская 21, 198504 С.-Петербург - Петродворец, Россия. Тел./факс: 812 4280658, эл.почта: olga.senova@spb.org.ru.

Контактная персона: Сенова Ольга Николаевна.

Межрегиональная общественная молодёжная экологическая организация “Дети Балтики“.

Больше информации о проекте ШПИРЭ можно найти на интернет-странице www.spare.net.ru.

 

 

 

Далее…

 
Up