События
Межрегиональной общественной молодёжной экологической организации "Друзья Балтики"

 
 

ПРЕСС-РЕЛИЗ 13.04.2005

Финский залив болеет - сохранят ли здоровье жители?

МОМЭО "Друзья Балтики", Природная школа "Остров"

В апрельские Дни защиты от экологической опасности (13 апреля) в Санкт-Петербурге во Дворце Труда прошел Круглый стол, посвященный состоянию природы Финского залива и впадающих в него рек, а также его побережья. Круглый столпроводили общественные организации «Дети Балтики», Природная школа «Остров» и Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Участники – активисты общественных организаций и ученые эксперты – поделились результатами исследований и наблюдений ухудшающейся экологической ситуации.

Тревожная ситуация сложилась на южном побережье Финского залива. 11-ти километровая прибрежная зона города Ломоносова развивается исключительно по портово-индустриальному сценарию. Дополнительно к существующим 6 портам планируется строительство еще 4-х. В 2004 году проведена экспертная оценка потенциального воздействия комплекса портовых сооружений г. Ломоносова на окружающую среду с учетом планируемых объектов. Эксперты испытывали большие трудности с получением информации о параметрах береговых объектов, необходимых для исследований.

Оценка, которую провели 10 экспертов, показала, что такая индустриальная нагрузка приведет и уже приводит к исчезновению рекреационных зон для жителей, мест обитания птиц и других прибрежных животных. По мнению эксперта группы «ЭКОМ» СПб общества естествоиспытателей Полины Агаханянц, строительство портово-техно-логического комплекса «Бронка» исключает возможность организации заказника «Плавни Кронколонии». Строительство портов будет негативно влиять на перелетных птиц.

Многие вопросы экспертов, связанные с планируемыми портами, так и остались без ответа. Не определены места захоронения загрязненных грунтов, намываемых на территории строительства порта «Янтарь». Нет достаточной информации о планируемой частоте захода судов в порты. Это не дает возможности достоверно оценить риски аварий. Выводы и рекомендации экспертов переданы заказчику, но нет уверенности, что они будут использованы при принятии решений. В Концепцию Генерального плана Санкт-Петербурга включены все планируемые портово-промышленные объекты. В то же время в Концепцию не включен природный прибрежный заказник «Плавни Кронштадской колонии», проект которого разработан Дирекцией особо охраняемых природных территорий и поддержан жителями на общественных слушаниях.

В Финском заливе в целом, и на северном берегу залива в частности, общественность также наблюдает опасные воздействия портовых комплексов на природу. Например, по информации Александра Сутягина (проект "мониторинг БТС"), фарватер для захода танкеров на терминал НК "Лукойл" в Высоцке пересекает акваторию заказника международного значения "Березовые острова". Продолжаются заходы однокорпусных танкеров в порт Приморск, что резко увеличивает риск серьезных аварий. Не решены проблемы с улавливанием токсичных летучих углеводородов и сероводорода при наливе нефти в танкера.

Наибольший риск аварий возникает не только в окрестности самих терминалов, но и в зонах схождения фарватеров, где наблюдается наибольший трафик судов. Растет общее число заходов танкеров, растут объемы транспортировки нефтепродуктов, но никто не оценивает суммарные риски для природы и граждан региона от воздействия всего портового комплекса - нет инструмента стратегической оценки безопасности и взаимовлияния портовых комплексов в Финском заливе. Не ведется постоянный мониторинг нефтеразливов, т.е. отсутствует оперативная информация о ситуации в Финском заливе, необходимая для эффективной и своевременной ликвидации последствий аварий. Зона ответственности отдельного терминала обычно простирается на 3-5 км от порта. Все остальное - это зона безответственности, и до сих пор Администрацией Ленобласти не утвержден единый план ликвидации аварийных разливов нефти для региона в целом, т.е. основной нормативный документ, регламентирующий ответственность за разливы нефти на акватории Финского залива, Невы, Ладоги и Свири. Ликвидирована Балтийская спецморинспекция, основной государственный орган по контролю за аварийными нефтеразливами на Финском заливе.

Участники круглого стола обсуждали экологическую ситуацию в бассейнах малых рек, впадающих в Финский залив. Общественный экологический контроль рек и их берегов ведет Сеть наблюдения рек организации «Друзья Балтики» в рамках программы River Watch Коалиции Чистая Балтика. Координатор Сети Вера Овчаренко назвала наиболее типичные экологические проблемы малых рек. Не очищаются: поверхностные и ливневые стоки, стоки промышленных предприятий и сельского хозяйства, жилого сектора. Множетсво свалок мусора отмечено на берегах рек и побережье залива. Идет несанкционированное частное строительство в водоохранных зонах. Гидротехнические сооружения (в том числе нелегальные дамбы, плотины, запруды) препятствуют прохождению рыбы на нерест. Нет механизмов общественного участия в управлении водными ресурсами, при принятии решений не учитывается бассейновый подход, нет процедур защиты водоохранных зон.

Отдельным вопросом обсуждения была ситуация на острове Бычий в дельте реки Невы. Почти вся территория острова Бычий является водоохраной в соответствии с Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга № 101 от 15.10.1999 г. В составе Невской дельты эта территория входит в границы «Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга», на которой ограничена хозяйственная деятельность и которая включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 540 от 17.10.1989 г.).

Татьяна Кудрявцева (руководитель Природной школы «Остров») рассказала, что несколько лет на острове Бычий действует детский экологический центр «Зеленый Остров», и его деятельность направлена на наблюдение и сохранение природы острова, воспитание экологической культуры молодежи. В настоящее остров Бычий, который является зоной зеленых насаждений общего пользования, планируется отдать под капитальной строительство. Это входит в противоречие и с водоохранными нормами, и с Законом «О зеленых насаждениях», угрожает сохранению уникального природного объекта «Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга». Планы застройки острова предусматривают ликвидацию детского экологического центра.

Участники Круглого стола отмечали множество общих проблем Невской губы и малых рек. Повсеместно водоохранные зоны используются под строительство, свалки, разнообразные коммерческие проекты. Продолжается сброс снега в реки (от этого, например, весной в реке Ждановке в сотни раз возрастает содержание хлоридов). Происходит и нарушение теплового режима рек. (В реке Карповке часто фиксируется сброс горячей воды из трубы 1-го медицинского института). Ведется вырубка деревьев и кустарников (есть факты на берегах рек Стрелка, Гладышевка). Затруднен доступ к экологической информации, в официальных источниках и в СМИ часто искажается информация. (Например, в районе п-ва Безымянный затопленное судно было засыпано строительными отходами, а в отчетах фигурировало «поднятие»).

Жители теряют доступ к водным объектам, как к местам отдыха. Снижается биразнообразие, ухудшается качество воды, гибнут рекреационные зоны.

Участники Круглого стола предлагают:

 • Ввести обязательный «экологический всевобуч» для чиновников всех рангов;
 • Принять законодательный акт «Береговой Кодекс», регламентирующий порядок использования и защиты водоохранных зон.
 • Организовать межвеждомственную структуру (с участием государственных и общественных организаций), ответственную за Комплексную программу развития береговой зоны, имеющую право согласования всех проектов в береговых зонах, а также осуществляющую просветительскую деятельность;

Общественные организации обратились с письмом к Губернатору Санкт-Петербурга о недопустимости застройки острова Бычий и ликвидации детского экологического центра.

Дополнительную информацию о материалах Круглого стола можно получить:

Ольга Cенова
Тел. 9117986
Email: olga.senova@spb.org.ru
 
Вера Овчаренко
Тел. 8 921 9217925
vera@rvschool.spb.org
 
Татьяна Кудрявцева
Тел. 2339296
biotop@mail.ru

 
К началу страницы