Местные инициативы и общественное
участие для устойчивого развития
в регионе Финского залива
Международное  сотрудничество
Материалы российско-эстонской конференции 30 сентября 2005 года г. Санкт-Петербург
 
 
Материалы российско-эстонской конференции
КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИБРЕЖНЫМИ ЗОНАМИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РЕГИОНОВ
Г. Г. Гогоберидзе
Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ)

Прибрежная зона является одним из важнейших компонентов окружающей природной среды. Природные ресурсы прибрежной зоны используются и охраняются в Российской Федерации как основа благополучия населения, существования животного и растительного мира, проживающего в пределах прибрежной зоны. Концепция устойчивого развития стала одной из главных доминант в процессе развития комплексного управления прибрежной зоной (КУПЗ), поскольку проблемы, обусловившие само появления этого понятия, в прибрежной зоне проявляются наиболее остро.

Кафедра КУПЗ в составе Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) является единственной в Российской Федерации. Кафедра является исполнителем ряда международных и российских научно-исследовательских и образовательных проектов по тематике КУПЗ, в частности:

 — исполнитель федеральной научно-исследовательской работы "Оптимизация отношений пользователей различными природными ресурсами прибрежных морей Российской Федерации и анализ эффективности морской деятельности страны", заказчик - Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН;
 — координатор европейской сети кафедр ЮНЕСКО-ЮНИТВИН WiCoP-Europe "Распространение положительного опыта устойчивого развития прибрежных территорий";
 — ведущий исполнитель проекта ЮНЕСКО "Прибрежная зона Белого и Баренцева морей" и т.д.

Основными работами в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, проводящимися кафедрой КУПЗ, являются:
 
1. Исследование прибрежных зон Муниципального Образования (МО) г. Приморска Ленинградской области и проведение социологического опроса населения о строительстве и функционировании в г. Приморске нефтяного терминала и Балтийской трубопроводной системы.

В результате проведенных исследований 2005 г. были проведены исследования экологической и рекреационной обстановки в прибрежных районах МО г. Приморск на трех основных участках прибрежной зоны: в районе г. Приморск - пос. Карасевка - пос. Ермилово; акватория пролива вблизи Приморского портового комплекса; острова Большой Березовый и Западный Березовый. В районе г. Приморска пляжи находятся в неплохом состоянии, воздействие рекреационной деятельности значительное, состояние оценивается как удовлетворительное. По мере приближения к пос. Карасевка и в поселке загрязненность пляжа ослабевает. В пос. Ермилово пляжные районы практически отсутствуют, подходы к урезу сильно затруднены, загрязненность береговой полосы существенная. Пробы экологического экспресс-анализа показали значительное воздействие стока бытовых отходов непосредственно в пос. Ермилово, концентрация ионов железа и ПАВ является повышенной.

На островах пляжи находятся в неплохом состоянии и являются малопосещаемыми, загрязненность слабая, и воздействие рекреационной деятельности незначительное. На акватории между материком и островом Большой Березовый обращает внимание некоторое ухудшение качества воды вблизи пос. Карасевка, особенно по концентрации ПАВ, однако, в целом качество воды на побережье островов и на акватории также можно считать удовлетворительным. При этом необходимо отметить огромный рекреационный потенциал побережья района г. Приморск, представляющий красивейшие места Финского залива с неповторимыми живописнейшими видами.

Также в 2005 г. проведен седьмой ежегодный социологический опрос жителей г. Приморска. В целом простой статистический анализ показал, что среди положительных ожиданий, связанных с развитием и эксплуатацией портового комплекса наибольшее значение для опрошенной части населения МО г. Приморск имеет улучшение социально-бытовых условий и развитие г. Приморск. Отрицательные тенденции, сменившие вследствие разочарования деятельностью портового комплекса в прошлом году положительные тенденции последних лет, продолжают усугубляться. При этом значительная часть населения нуждается не сколько в расширении рабочих мест Приморска, а сколько в более активном участии портового комплекса в жизни и развитии города и района. Кроме того, настораживает и отрицательно-безразличное отношение респондентов к Администрации МО г. Приморск.

Анкетирование показало обеспокоенность жителей МО г. Приморск экологической обстановкой, вследствие работы портового комплекса. Наиболее важными факторами указываются нефтяные пятна на воде и ухудшение химического и биологического состава воды в целом. Кроме того, еще более четким стало разделение жителей МО г. Приморск на сторонников развития района как курортного города или как портового центра Ленинградской области.

В мнениях жителей района выявлена интересная зависимость, согласно которой респонденты, пользующиеся в качестве основного источника информации центральные и районные СМИ, тем не менее активно ратуют также за создание в районе сети инфо-стендов. Этот факт подчеркивает некоторые информационный голод активной части населения, желающих больше знать о развитии района, города и портового комплекса. Знаменательно, что жители, отмечающие отрицательную роль развития и функционирования портового комплекса в экологии района, в качестве основных экологических угроз называют нефтяные пятна на воде и ухудшение химического и биологического состава воды. При этом респонденты, видящие первоочередную задачу развития района в строительстве новых жилых домов, наименее обеспокоены вопросом благоустройства пляжных территорий. В то же время, связывающие надежды на развитие района и портового комплекса с новой работой и высокими заработками, наименее заинтересованы в строительстве новых социальных объектов. Кроме того, положительным фактором является то, что респонденты, отмечающие изменения в жизни в связи со строительством портового комплекса, характеризуют эти изменения как положительные.

Отметим, что некоторая разница в результатах опроса в пос. Ермилово и в целом по району г. Приморска подчеркивает необходимость более тесных контактов Администрации, порта и людей, проживающих вне г. Приморска, развитие комплексных программ, затрагивающих все муниципальное образование в целом.
 
2. Оценка природно-экологического и социально-экономического влияния реализации проекта образования и использования новой территории к западу от Васильевского острова Санкт-Петербурга (Морской фасад Санкт-Петербурга) и рекомендации по повышению устойчивости проекта.

Проведение анализа сильных и слабых сторон проекта (SWOT-анализ) показало, что оценки связей "слабых сторон" проекта и внешних угроз имеют "проблемный характер", что свидетельствует о необходимости научно-обоснованного управления проектом. Реализация проекта имеет хорошие перспективы, и факторами, оказывающими наибольшее положительное влияние на устойчивость проекта, являются: его инвестиционная привлекательность, заинтересованность в его реализации городских властей и сложившийся морской имидж города. Усиление этих факторов может компенсировать сдерживающие факторы, связанные с опасениями в области ухудшения качества окружающей среды.

Для оценки воздействия реализации проекта на район Васильевского острова как административной части субъекта РФ Санкт-Петербурга и в целом по Санкт-Петербургу как субъекту РФ был проведен расчет значений природно-экологических и социально-экономических интегральных показателей. Значения интегрального показателя природно-экологической обстановки Василеостровского района показали тренд к ухудшению ситуации по мере реализации проекта. В целом можно сделать вывод, что реализация проекта создания и последующего обустройства и развития новой территории Санкт-Петербурга к западу от Васильевского острова (Василеостровский район Санкт-Петербурга), даст некоторый отрицательный эффект для экологической обстановки Василеостровского района, и практически не повлияет на экологическое состояние Санкт-Петербурга в целом. В социально-экономическом состоянии объектов исследования по мере реализации проекта будет наблюдаться существенный положительный эффект, причем и как для Василеостровского района, как района Санкт-Петербурга, так и для Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.

С целью уменьшения угроз для устойчивости проекта образования новых территорий рекомендуется проведение следующих мероприятий.

В области совершенствования законодательства:

 — Разработать нормативную базу для регламентации проведения дноуглубительных работ, включая нормативы для определения качества грунтов с учетом биотестирования, определения порядка согласования и утверждения проведения работ, а также решения других организационно - технических вопросов, связанных с проведением дноуглубительных работ, складированием донных осадков и намывом территорий (Разработка рекомендаций соответствует Резолюции ХЕЛКОМ 13/1 "Удаление вынутого грунта" от 06.02.92);
 — разработать рекомендации по проведению ОВОС и мониторинга при проведении дноуглубительных работ, образовании отвалов, намыве новых территорий (соответственно Резолюции ХЕЛКОМ 19/1 "Извлечение/выемка морских донных отложений в районе Балтийского моря" от 23.03.98);
 — выполнить анализ соответствия национальной и международной нормативной базы в области охраны окружающей среды для увеличения инвестиционного потенциала, за счет улучшения возможности для привлечения зарубежных инвестиций;
 — принять участие в подготовке специального федерального закона о прибрежной зоне; внести соответствующие коррективы в действующие с 13.04.1998 "Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на водных путях Санкт-Петербурга" с учетом изменений навигационных условий плавания, а также облегчения доступа во внутренние воды Санкт-Петербурга и Ленинградской области как российским, так и зарубежным судовладельцам маломерного флота.

В организационной сфере:

 — шире использовать структуру Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга для обсуждения межотраслевого взаимодействия и координации усилий по реализации проекта "Морской фасад Санкт-Петербурга";
 — оказать поддержку морским видам спорта и отдыха, особое внимание уделить созданию, доступных для широких слоев населения, юношеских и детских спортивных школ в области гребного, парусного, водно-моторного и водно-модельного видов спорта;
 — создать функциональную структуру при Правительстве Санкт-Петербурга, для ускорения перехода на модель комплексного управления прибрежными зонами.

 

Материалы российско-эстонской конференции

Далее…

 
Up