Местные инициативы и общественное
участие для устойчивого развития
в регионе Финского залива
Международное  сотрудничество
Материалы российско-эстонской конференции 30 сентября 2005 года г. Санкт-Петербург
 
 
Материалы российско-эстонской конференции
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЕКТИВНОГО СБОРА
ТБО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
И. В. Бабанин
"Гринпис России"

По официальной статистике, Петербург ежегодно производит порядка 6,5 млн. кубометров твердых бытовых отходов. Переработке подвергается только 1,5 млн. - их превращают в органическое удобрение (компост), однако удобрения в основном получаются непригодными для использования из-за низкого качества исходного сырья и основная масса компоста вновь попадает на полигоны, присоединяясь к уже складированным там, 5 млн. не переработанных отходов. Эта поистине абсурдная ситуация по сути имеет простое решение - селективный сбор отходов прямо во дворах.

Переработка ТБО в товарную продукцию - наиболее привлекательный вид обращения с ТБО, т.к. его экологический эффект заключается как в снижении заполняемости полигонов, так и в снижении потребностей в первичных природных ресурсах.

70-80% морфологического состава ТБО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35-45%) или компостирования (25-35%). Однако сортировка предварительно смешанных и перевезенных в едином мусоровозе ТБО позволяет извлечь из их состава не более 11-15% вторичных ресурсов. При этом оказывается невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы. Следовательно, организация раздельного сбора ТБО непосредственно в местах их образования является неизбежным условием для их глубокой переработки.

Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора ТБО является вовлечение и участие населения. Бытует мнение, что граждане России ни при каких обстоятельствах не согласятся сортировать образующиеся у них отходы, поскольку лично им за это "не платят", а на охрану окружающей среды им "плевать".

Чтобы проверить это утверждение на практике, в 2002 году Гринпис совместно с крупным городским мусороперевозчиком - ОАО "Автопарк № 1 "Спецтранс" начал эксперимент по раздельному сбору вторичных ресурсов в Санкт-Петербурге. 6 ноября 2002 рядом с офисом Гринпис появилась первая в городе площадка по раздельному сбору ТБО. Спецтранс-1 обеспечил контейнеры и вывоз, Гринпис - общую организацию и информирование жителей близлежащих домов. Красочные плакаты призывали людей собирать мусор раздельно, на каждой площадке можно было прочитать инструкцию о том, что и в какой бак складывать. Активисты Гринпис распространили по квартирам близлежащих домов листовку-памятку, в которой объяснялось, для чего нужна такая схема сбора мусора.

В ходе эксперимента была найдена близкая к оптимальной конструктивная и организационная схема раздельного сбора ТБО:

Синий контейнер - "Бумага";
Желтый контейнер - "Пластмасса, стекло и металл";

Контейнеры оборудованы крышками для предотвращения складирования в них обычных смешанных ТБО.

Вывоз раздельно собранных ТБО осуществляется стандартным мусоровозом раздельно по каждой фракции. Собранные вторичные ресурсы доставляются на мусоросортировочный комплекс (МСК) "Предпортовая", принадлежащий ОАО "Автопарк № 1 "Спецтранс", где производится дополнительная сортировка ТБО и отгрузка потребителю.

К 2003г. Гринпис подготовил научно - исследовательский отчет по результатам эксперимента. В докладе наглядно доказана возможность и целесообразность внедрения раздельного сбора отходов. В этом же году появились следующие 10 площадок в Василеостровском и Московском районах Санкт-Петербурга. Параллельно велись работы по оптимизации технологии раздельного сбора. В результате практической деятельности появились эмпирические данные, которые позволили суммировать технологические и экономические аспекты, а так же вопросы информирования населения.

Результаты эксперимента показали, что 15-25% населения уже в настоящий момент готовы к сортировке ТБО. Такая доля достаточна для начала внедрения раздельного сбора. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается в 60-70% (данные для Санкт-Петербурга).

Таким образом, уже на самом первом этапе раздельному сбору может подвергаться 6 - 10% от общего объема образования ТБО в населенном пункте (это соответствует уровню участия равному 15-25% населения). Было подсчитано, что такое количество жителей, готовых на добровольных началах участвовать в сортировке ТБО достаточно для организации раздельного сбора ТБО в масштабах города, и приведет к определенной экономии средств городского бюджета, расходуемых на обращение с ТБО. Дальнейший же рост участников раздельного сбора может быть достигнут за счет общегородских правительственных информационных программ. Организация таких программ значительно более эффективна, чем адресное информирование жителей в местах локальной установки контейнеров.

Опыт, приобретенный в ходе эксперимента, позволил сформулировать ряд рекомендаций по организации раздельного сбора ТБО на начальном этапе внедрения. Раздельный сбор ТБО следует начинать с программ раздельного сбора вторсырья для промышленности. Сбор биоразлагаемых отходов следует отнести на второй этап - когда идея раздельного сбора покажется привлекательной для значительной части населения (более 50%).

На первом этапе, представляется целесообразным устанавливать два контейнера для раздельного сбора, в дополнение к контейнеру для обычных ТБО: синий - для макулатуры, желтый - единый для пластмассы, стекла и металла. В случае принятия схемы, описанной выше, Гринпис готов предоставить образцы агитационных материалов для ведения информационных кампаний среди населения. Контейнеры для раздельного сбора ТБО должны быть закрытыми, и оборудованы "приемными щелями". Это предотвратит складирование в них обычных отходов. Пример специализированного контейнера, производящегося в Санкт-Петербурге, приводится на рисунке 1.

рис. 1. Контейнер для раздельного сбора ТБО

Планирование схем раздельного сбора следует начинать "с хвоста". Прежде всего, определиться с возможностью приема каждого вида вторичных ресурсов (макулатуры, стеклобоя, металлов, пластмасс по видам) на переработку. Организовать место сортировки и предпродажной подготовки вторичного сырья - конвейерного мусоросортировочного комплекса (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До начала раздельного сбора, МСК можно временно загрузить сортировкой обычных, смешанных ТБО. Вывоз раздельно собранных ТБО целесообразно оплачивать по тому же (или несколько меньшему) тарифу, что и вывоз обычных ТБО. Огромную угрозу реализации проекта раздельного сбора ТБО несет единожды совершенный по ошибке или из-за недостатка информации или мотивации вывоз раздельно собранных ТБО в одном мусоровозе.

В январе 2004 г результаты эксперимента были представлены руководящим лицам города. Гринпис выступил с предложением о внедрении раздельного сбора отходов в массовом порядке. В результате появилось Постановление Правительства города, предписывающее, в т.ч. развивать раздельный сбор ТБО. Схема, разработанная Гринпис, вошла в проект, осуществляемый по программе "Лайф" "Разработка плана мероприятий по обращению с отходами". К августу 2005 года полноценно функционируют 90 площадок для раздельного сбора мусора, однако всего в Санкт-Петербурге подлежит переоборудованию 4500 площадок.

В августе 2005 года город официально принял курс на внедрение системы селективного сбора отходов - на заседании Правительства города, наконец-то одобрена концепция обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 2005-2014 годы, а губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко дала поручение главам районных администраций активизировать работу по внедрению раздельного сбора ТБО. "Это приоритетная задача для города. Нам нужна осмысленная, понятная концепция, выстроенная законченная схема переработки мусора", - сказала В.И. Матвиенко. Между тем, до сих пор не создана система финансового, информационного и организационного обеспечения раздельного сбора ТБО. В настоящее время усилия Гринпис направлены, в основном, на продвижение идеи раздельного сбора ТБО в законодательной и исполнительной ветвях власти Санкт-Петербурга.

Материалы российско-эстонской конференции

Далее…

 
Up