Местные инициативы и общественное
участие для устойчивого развития
в регионе Финского залива
Международное  сотрудничество
Материалы российско-эстонской конференции 30 сентября 2005 года г. Санкт-Петербург
 
 
Материалы российско-эстонской конференции
ЗАКОН О ПАРКОВКЕ:
ПАНАЦЕЯ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Д. Л. Росмэн,
Экотранспорт 

Автотранспорт - это экологическая катастрофа. Он производит 75% загрязнения воздуха и львиную долю шумового загрязнения. Кроме того, припаркованные автомашины создают повсеместное "ландшафтное загрязнение", так как дворы, газоны и тротуары превращаются в бесплатные автостоянки.

Автомобиль является главным виновником не только экологической гибели, но и коллапса общественного транспорта. Пробки ежедневно приводят к параличу наземного транспорта. Тем более, когда пассажиры пересели в личный транспорт в массовым порядке, общественный транспорт потерял основную базу нельготных пассажиров, создавая хронический финансовый кризис.

Огромная, скрытая субсидия

Земля - это ценнейший ресурс, и рядовой человек без машины не может просто так монополизировать общественное место. Но почему-то автовладельцам это разрешается.

На самом деле, повсеместная бесплатная парковка на общественной земле - это огромная скрытая субсидия для автолюбителей. Именно такая неоправданная субсидия стала причиной бесконтрольного роста машин в последние 12 лет.

Плата за парковку на общественной земле - абсолютно стандартная практика на западе. Это важная статья дохода муниципального бюджета и защита дворов, тротуаров и т.д. от вторжения автолюбителей.

Закон о парковке

Московское управление транспорта недавно разработал революционный новый законопроект: О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы (далее "Закон о парковке"). Суть закона проста - парковать автотранспортное средство можно будет только там, где разрешено. Стоянок во дворах, на газонах и на тротуарах больше не будет. Причем парковка будет платная практически везде.

Закон о парковке приведет к значительному уменьшению количества личных автомашин, потому что:

 — Стоянка, особенно в центре города, обойдется недешево. Каждый день, находясь и дома, и на работе, водители будут платить за парковку. Для многих это будет просто не по карману.
 — Бесплатных парковочных мест "под окном" не будут, и остановка общественного транспорта, как правило, будет ближе, чем гараж или автостоянка.
 — Пробок будут намного меньше, и наземный общественный транспорт станет существенно более эффективным.
 — Уменьшение количества машин будет особенно заметно среди тех, кто сейчас еле может позволить себе содержать автомобиль. Иначе говоря, количество старых и дешевых (т.е. самых экологически вредных) машин резко сократится.

Примечание: Закон о парковке в основном направлен на тех, кто постоянно ездит на машине. Он не коснется тех, кто содержит машину в гараже и использует ее только для поездок на дачу.

Возрождение общественного транспорта (ОТ)

Закон о парковке существенно сократит дорожное движение, и соответственно, пробки. Поворотный лондонский закон Congestion Charging заметно уменьшил пробки в центре Лондона, а московский закон намного более радикальный, чем лондонский. [Congestion Charging - пошлина за въезд в центральную часть города.]

Одновременно, закон о парковке обеспечит большой новой приток нельготных пассажиров. Причем, доход от парковки может отводиться развитию ОТ: 100% чистый доход лондонского Congestion Charging направляется на ОТ проекты.

В итоге, закон о парковке даст возможность поднять уровень общественного транспорта до "евростандарта": строгие расписания, электронное табло на каждой остановке показывающее реальное время прибытия транспорта, современный экологически чистый подвижной состав.

Экологически выгодно

Экологическая выгода закона о парковке не просто в том, что будет намного меньше машин. Двору, тротуару и газону возвратятся их первоначальные назначения. Тоже важно, что физическая отдаленность автотранспорта от жилых домов обеспечивается. Крайне вредные выхлопные газы выходят прямо после зажигания, и этот процесс не должен происходить у вашей форточки. Кроме того, сигнализация и рев мотора при зажигании не лишат соседей сна, когда все машины паркуются в гаражах и на автостоянках.

Если сравнить дворы на Малой Садовой с типичным Петербургским двором, вы сразу поймете пользу строгого контроля над парковкой. Закон о парковке также сделает возможным строительство сети безопасных велодорожек. Сейчас это невозможно, потому что припаркованные машины захватили все свободное пространство.

Преимущества для всех

Комплексная система оплаты за автостоянки на общественной земле имеет широкий спектр преимуществ:

Для автомобилистов: Существенно меньше пробок. Повсеместная цивилизованная парковка.
Для экологии: Чище воздух, меньше шума, больше площадь зеленых насаждений.
Для общественного транспорта: Скорость наземного транспорта существенно увеличивается. Приток новых нельготных пассажиров позволяет кардинального улучшения качества обслуживания.
Для пешеходов: Тротуар возвращается его первоначальном повод.
Для велосипедистов: Появится возможность построить сеть безопасных велодорожок.
Для бюджета города: Новая стабильная статья дохода.
Для коммунальных и срочных служб: Уборка упрощается. Скорая помощь и пожарные получают непосредственный доступ всем подъездам.
Для безопасности: При соблюдения правил парковки, уменьшается риск теракта с использованию личной машины.

Из-за искусственно низкой стоимости содержания личного автотранспорта в Петербурге мы получаем: ядовитый воздух; улицы, переполненные машинами; тротуары, газоны и дворы, превращенные в автостоянки. Большое количество машин существует только из-за субсидий, и эти машины - чаше всего старые, плохо отремонтированные (т.е. самые экологически вредные) модели.

Многие считают резкий рост количества автотранспорта как необратимый. А большинство водителей достаточно чувствительно реагирует на введение экономических стимулов. Упразднение субсидий автовладельцам приведет к уменьшению количества личных автомашин и к улучшению экологических показателей. Такой шаг, конечно, должен быть частью комплексной программы, включая значительное усовершенствование системы общественного транспорта. Именно таким образом Стокгольму, Лондону и ряду других европейских городов удается сократить количество автомобилей на улицах.

Материалы российско-эстонской конференции

Далее…

 
Up