Часть I. Регион Финского залива - взгляд экспертов
 

 
 
 

Ценности Финского залива,
которые мы теряем

В. Л. Зимин, О. Н. Сенова

Финский залив – самая мелководная и уязвимая часть Балтики. Cреда обитания людей, зверей, птиц, других живых организмов в регионе Финского залива формировалась в течение многих тысячелетий. В наши дни воздействие человека на природу здесь может привести к исчезновению не только отдельных видов растений или животных, но и к необратимой утрате естественной среды обитания для следующих поколений. Деятельность человека на любом из берегов залива может вызвать изменение всей экосистемы залива, ухудшение условий жизни всех обитателей его вод и побережий.

Среди множества факторов интенсивного, а часто и чрезмерного воздействия человека на природу, факторов риска безопасного существования людей и других живых организмов в регионе Финского залива, можно выделить те, что наиболее сильно влияют или могут негативно повлиять в ближайшем будущем на экосистему Балтийского моря.

Это сельскохозяйственные стоки биогенных элементов (в основном, соединений азота и фосфора), вызывающие эвтрофикацию залива. Проблема загрязнений из сельскохозяйственного сектора (как из разбросанных мелких, так и из крупных источников) была включена в качестве компонента в Совместную Всестороннюю Экологическую Программу Действий (Хельсинская Комиссия JCP), принятую в 1992 году. Сегодня, из-за спада сельскохозяйственного производства в Ленинградской области, объем стоков несколько уменьшился, но проблема остается актуальной.

Неочищенные промышленные и бытовые стоки, другие источники попадания токсичных веществ в пресноводные водоемы бассейна и в акваторию Финского залива создают риск разрушения хрупких экосистем, областей водосбора, ресурсов пресной воды и как места обитания богатого биоразнообразия и места расположения многих биологических ресурсов.

Сильнейшим негативным фактором влияния на экосистему Финского залива, как и всей Балтики, является использование ископаемого топлива и ядерной энергии. Эти процессы имеют краткосрочные и долгосрочные последствия, вносят свой вклад в усиливающийся парниковый эффект. Согласно современным оценкам, примерно половина газов антропогенного происхождения, вносящих свой вклад в парниковый эффект, поступает из энергетической отрасли. На местном уровне высокие концентрации загрязнителей воздуха, образующихся в результате сгорания ископаемого топлива в тепловых электростанциях, представляют серьезный риск здоровью населения во многих городских районах всего региона.

Особое негативное влияние на экосистему залива оказывает тепловое воздействие Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС). Кроме этого атомная энергетика является основным фактором риска за счет возможных ядерных аварий на ЛАЭС и долгосрочных последствий накопления радиоактивных отходов.

Автотранспорт, развиваясь по традиционному экстенсивному пути, может стать величайшей угрозой для окружающей среды и в регионе Финского залива, и на Балтике в целом. Все возрастающие транспортные потоки приводят к повышению уровня загрязненности воздуха в городских зонах, отложению кислотосодержащих веществ в наземных и водных экосистемах.

Водный транспорт и его инфраструктура требуют много пространства (включая уязвимые прибрежные зоны) и приводят к разрушению или уничтожению ценных природных и культурных областей. В регионе Балтийского моря транспорт является главным источником загрязнений. Интенсивность судоходства в восточной части Финского залива является одной из самых высоких в Мировом океане.

Отдельной проблемой Балтики и особенно нашего региона является транспортировка нефтепродуктов. В настоящее время на берегах Финского залива создаются новые нефтепорты как в российском секторе Балтики, так и в соседних странах. Это влечет за собой появление новых линий судоходства, увеличение риска аварий и еще большую нагрузку на экологические системы моря и прибрежных районов.

Сотни разливов нефти ежегодно убивают тысячи морских птиц в зоне Балтийского моря, и, возможно, кроме того, судоходство может стать причиной долгосрочных негативных последствий в прибрежных и морских экосистемах региона. Напряженное судоходство в мелководном, изобилующем подводными опасностями районе Финского залива сопряжено с повышенной вероятностью морских инцидентов.

 

Ценности Финского залива, которые мы теряем
Увеличить

Вышеописанные факторы приводят к тому, что могут быть утрачены важнейшие природные и культурные ценности, определявшие жизнь людей этого региона во многом в прошлом и необходимые для полноценной жизни в будущем. Вот только некоторые из них:

Птицы, рыбы, звери

Водно-болотные угодья, защищаемые международной конвенцией, подписанной в г. Рамсар (Турция). В Российской Федерации выделены 35 особо охраняемых районов (международные Рамсарские территории). Три из них – заказники “Лебяжье”, “Кургальский” и “Березовые острова” – расположены в непосредственной близости от строящихся здесь портов. Таким образом, существует реальная угроза перелетным птицам. Каждую весну 20-30 тысяч лебедей и другие перелетные птицы останавливаются именно на этих берегах Финского залива. Ведь это – их путь из Западной Европы к местам гнездовий у Белого моря и в других местах Русской Арктики. Есть среди птиц и немногочисленные, редкие и исчезающие виды, занесенные в Международную Красную Книгу.

 

Орлан-белохвост
Распространение орлана-белохвоста в Европе
 

Распространение орлана-белохвоста в Европе

 
Распространение и миграционный путь тундряного
Тундряной лебедь
 

Распространение и миграционный путь тундряного лебедя

 
 

Размножается, встречается круглый год - размножается, встречается круглый год

 

Размножается, встречается только летом - размножается, встречается только летом

 

встречается только зимой - встречается только зимой

Есть непосредственная угроза популяциям рыб в море. Районы строительства новых портов известны как традиционные места нереста салаки, судака и многих других ценных промысловых видов рыб. Есть реальная угроза потери естественных нерестилищ лососевых и других проходных видов рыб в реках. Прежде всего, это Нева и реки южного берега залива: Луга, Систа, Воронка и Коваш; малые реки и ручьи как южного, так и северного берегов залива. Утрату Россией этих ценных возобновимых природных ресурсов не покрыть никакими прибылями от транзита грузов, не окупить никакими нефтедолларами, вырученными от продажи отечественных невозобновимых ресурсов!

Все большему количеству видов млекопитающих грозит уничтожение из-за усиления фактора беспокойства, неоправданно высокой хозяйственной активности, превращения в промышленные зоны их естественных мест обитания.

Урон рекреации и здоровью людей

Уникальный микроклимат в сочетании с минеральными водами и лечебными грязями, одним словом – сама природа, указали нам направление пути устойчивого развития этого Региона. Однако люди, облеченные властью и принимающие решения, отказываются рассматривать этот путь. Их больше влечет сиюминутная, часто лишь кажущаяся, а не реальная прибыль!

Уже сегодня большая часть южного побережья залива выведена из рекреационного использования из-за строительства новых портовых зон, эвтрофикации залива, новых индустриальных, часто дублирующих друг друга проектов.

На северном берегу трасса Балтийской трубопроводной системы до порта Приморск проходит по самым излюбленным петербуржцами местам отдыха на Карельском перешейке. Возможные аварии на трубопроводах, нефтехранилищах и, особенно, морские инциденты с танкерами принесут разлад и огромные убытки курортному бизнесу на берегах залива.

Утрата культурных ценностей

Еще один “замечательный” проект поддержан местной администрацией, надеющейся на быстрые деньги от заморских инвестиций. Заказчик – шведская компания “Nynas AB” планирует построить в исторической парковой зоне Санкт-Петербурга терминал для импорта заморского битума. Именно заморский битум и именно рядом с одним из памятников мирового культурного наследия, объекты которого включены в список ЮНЕСКО – Ораниенбаумским дворцовым ансамблем XVIII века (г. Ломоносов).

Утрата традиционных промыслов

Разрушение прибрежных территорий, загрязнение залива, разливы нефти оказывают непосредственное или косвенное влияние на традиционную экономику. Загрязненные рыболовные снасти становятся полностью непригодными для дальнейшего использования, а рыба с запахом нефтепродуктов или отравленная токсичными веществами становится нетоварным продуктом. Отсюда – потенциальная опасность утраты прибрежного рыболовства, являющегося основным занятием коренного населения побережья Финского залива.

Общая трансформация природы

Сохранение видового разнообразия флоры и фауны является одним из приоритетных направлений в усилиях мирового сообщества. Делается это из-за насущной необходимости остановить процесс деградации живой природы и усилить ее способность к самоподдержанию жизни на нашей планете.

К сожалению, снижение видового разнообразия, даже полное исчезновение из природы некоторых чувствительных видов растений и животных, уже заметно. Природа наших мест и соседних регионов под угрозой.

При современных направлениях и темпах хозяйственной активности прекрасные пляжи Финского залива, вековые сосновые боры на дюнах, щедрые ягодой болота, реки, где живут форель и хариус, в течение жизни двух поколений превратятся в промышленную зону.

Чтобы остановить разрушение важнейших Ценностей среды обитания, необходимы не только правительственные решения, создание стратегии развития региона Финского залива как части Балтики, но и усилия всех жителей региона.

Реальные изменения могут произойти только тогда, когда большая часть многочисленного населения региона Балтийского моря признает, что необходимо изменение традиционных концепций развития и жизненных стандартов. Новая концепция должна основываться на устойчивом сосуществовании и совместной эволюции общества и природы, сохранении ресурсов для воспроизводства природной среды. Это может стать конструктивным решением, шагом в правильном направлении и в интересах каждого жителя региона Финского залива, и всех нас, как членов регионального сообщества Балтийского региона.

 

 

 

 

 

Далее…

Up