Отчаяние и могущество...

назад

вперед

Отчаяние и могущество...

Из раздела

"Первая стадия работы от Отчаяния к Воодушевлению"

 

Упражнение 10

Незаконченные предложения

(30 минут)

Это упражнение также лучше проводить в начале семинара. Оно позволяет выявить в быстрой, последовательной устной форме те ощущения, которые испытывает каждый участник относительно состояния мира, в котором мы живем. Упражнение позволяет каждому выявить его собственные приемы отработки этих проблем, слушать и быть услышанным в простой вдумчивой и доверительной обстановке. Создается атмосфера для вдумчивого выслушивания. Для многих это - первая в их жизни возможность поговорить на определенные темы без) боязни обсуждения или ответных возражений.

Участники семинара сидят попарно, лицом к лицу, достаточно близко, чтобы спокойно общаться, и ждут, когда ведущий начнет упражнение. В каждой такой паре попросите того, кто готов начать первым, показать эту готовность, похлопав другого по колену. Этот участник становится Партнером А. Попросите Партнера А повторить незаконченное предложение, которое Вы будете произносить и завершить его, обращаясь к Партнеру Б. Попросите Партнера Б участвовать не произнося ни слова (подчеркните это условие - не произнося ни слова) и слушать как можно внимательнее и участливее. Отведите примерно по минуте на завершение каждого предложения. Предупреждайте участников, когда Вы будете начинать новое предложение (скажите "отлично" или "стоп") так, чтобы они успели закончить прежде, чем пойдет новое предложение. Я думаю, что приведенные ниже девять последовательных предложений, наиболее удачны:

  1. Я полагаю, что вероятность возникновения ядерной войны ...
  2. Я полагаю, состояние окружающей среды становится ...
  3. Когда я раздумываю над тем, какой мир мы оставим своим детям, это выглядит как ...
  4. Одна из наиболее страшных вещей, которые я предвижу в будущем ...
  5. Эмоции, которые вызывает у меня все это ...
    (это предложение построено нескладно, но оно подразумевает постоянность эмоций. Мы спрашиваем участников не о том, что они чувствуют в данный момент, а о том, в чем они убеждены, об эмоциях, существующих у них постоянно).
  6. Когда я пытаюсь поделиться этими чувствами с другими людьми, то обычно ...
  7. Я избегаю выражения этих чувств, используя такие приемы, как... (этот вопрос звучит во множественном числе; мы только начинаем догадываться о том, каким образом мы этого избегаем)
  8. Я стараюсь не переживать подобных чувств при помощи таких приемов, как ...
  9. Я могу помочь другим людям оправиться с чувством страха за мир, в котором мы живем, при помощи таких методов как...

После окончания реакции на эти предложения, попросите Партнера А выразить без слов свою признательность Партнеру Б за его внимание и присутствие; попросите Партнера Б выразить без слов свое уважение к Партнеру А за его мужественную попытку контакта подобного рода. Они должны сделать это молча. Потом пусть они поменяются ролями, теперь Партнер Б будет заканчивать предложения, а Партнер А будет слушателем.

ПРИМЕЧАНИЕ: Очень важно, чтобы партнер-слушатель молчал. Большинству из нас нужно высказать наболевшее; обычно этому препятствует наша боязнь показаться человеком, который требует душевного комфорта или навязывает дискуссию. Обратите также внимание на развитие этих предложений. Они развиваются от мнений (что происходит, по мнению участника) до эмоций (середина и переломное предложение) и методов обращения с этими эмоциями.

Понятно, что это упражнение имеет множество вариантов, можно добавлять новые предложения или заменять отдельные предложения на другие, отражающие область интересов данной конкретной группы. Ведущие семинаров специально для партнерских пар используют предложения вроде - "Если я и стараюсь не делиться своими опасениями за судьбу мира со своим партнером, то это потому, что..." или "Воздействие этих эмоций на мои взаимоотношения с партнером таково ...". На семинарах с родителями или учителями лучше использовать предложения типа: "Если я и скрываю свои опасения за будущее от детей, то это потому, что я чувствую"... или "Больше всего я опасаюсь в разговорах с детьми на ядерные темы...". Важно оставить незаконченное предложение как можно более нейтральным, применимым для разных людей в широком диапазоне жизненного опыта.

 
Up