Отчаяние и могущество...

назад

вперед

Отчаяние и могущество...

Из раздела

"Первая стадия работы от Отчаяния к Воодушевлению"

 

Упражнение 13

Убаюкивание

(20-60 минут)

Убаюкивание, один из видов управляемой медитации, помогает добиться нескольких целей: глубокого расслабления, очень желательного после того, как мы имели дело с пугающими проблемами, создания атмосферу доверия и уважительной близости участников. В то же время, упражнение открывает более глубокие уровни знания, воспитывая уважение к жизни и позволяя осознать присущие нам силы.

Все это происходит при концентрации внимания на теле - и это вполне понятно, поскольку все наши ядерные тревоги и страхи за общее будущее связаны с ним в конечном итоге. Опасности радиоактивных осадков и голода, экологической катастрофы и генетических мутаций, страх перед ядерным взрывом, ожогами и радиацией - все это, в конце концов, грозит воздействием на нашу физическую оболочку. Обычно при рассмотрении этих опасностей мы пытаемся задействовать разум, имеем дело с ними на информационном уровне, как будто бы мы - это сам по себе мозг на острие штыка. Убаюкивание успокаивает наш разговорчивый защитный разум и дает прислушаться к мудрости физического я. Для многих участников это будет наиболее памятной частью семинара.

В зависимости от времени и места, упражнение может проводиться в двух формах: короткая занимает от 10 до 20 минут, более продолжительная версия, изложенная здесь, и обычная для меня - минут 45 - 60.

Участники семинара работают попарно - Партнер А и Партнер Б. Партнеры А снимают обувь и очки, ослабляют галстуки и пояса, усаживаются поудобнее, закрывают глаза и расслабляются. Я помогаю им добиться этого, предлагая короткую управляемую релаксацию (потянуться, плотно улечься, почувствовать свое дыхание, расслабить носки ног, ступни, и т.д., постепенно ощущая все свое тело для снятия напряжения). Я показываю так же, как Партнер Б будет ухаживать - поднимая и укладывая последовательно руки и голову. Партнер Б делает это в соответствии с моими устными указаниями. Можно, но необязательно, воспользоваться тихой фоновой немелодической музыкой, вроде звуков флейты.

Два ключевых положения:
(1) На уровне чувственного восприятия участники ощущают, что их поддерживают и о них заботятся. После того, как они осознали и разделили свой страх за мир, в котором мы живем, они могут позволить паутине жизни более высокого порядка держать и этот страх, и их самих. Они также приобретают опыт поддержки других, заботы о других.
(2) На психологическом уровне, - это упражнение увеличивает широту взгляда, позволяя в действительности открыть заново некоторые жизненные качества в тех их формах, которые они принимают в нас. Здесь очень важны слова ведущего, неторопливо приковывающие внимание к уникальности человеческого тела, его долгой эволюционной истории, его прирожденной сложности и красоте, его уязвимости...

Целесообразно использовать спокойный, повествовательный тон. Лишь немногие из участников открыли для себя подобный опыт, отнеситесь с уважением к их доверительности и ведите себя как обычно, избегая напряженного, возвышенного или слащавого тона. Устраивая паузы, где это необходимо, оставайтесь внимательным и чутким, как будто Вы созерцаете созвездие на небе или раковину на пляже.

Аккуратно поднимите кисть, руку вашего партнера... Убаюкайте ее, ощутите ее тяжесть... чуть изгибая локоть и кисть, посмотрите, как устроены суставы, обеспечивающие разнообразие движений... Посмотрите, посмотрите так, как будто Вы видите ее впервые, как будто бы Вы - пришелец из другого мира... Посмотрите на сочленения костей... посмотрите на необычайную хрупкость их внутренней структуры. То, что вы сейчас держите в руках, это - уникальный в своем роде объект - рука человека с планеты... В доисторических морях, где все мы когда-то плавали, эта рука была плавником, точно так же, как была она опять плавником в утробе матери... Почувствуйте энергию и разум в этой руке - результат длительного эволюционного путешествия, результат попыток плавать, толкать, карабкаться, хватать... Посмотрю на отдельно расположенный большой палец, насколько хорошо он продуман... для того, чтобы держать инструмент, ручку, пистолет... Попробуйте представить себе длинную историю жизни этой руки... как она раскрылась, как цветок на выходе из родового канал... как она вытянулась вперед, чтобы изучать и работать... Эта рука научилась держать ложку... научилась завязывать шнурки... бросать мяч, писать свое имя... дарить радость... утирать слезы... Во всей вселенной нет ничего подобного.

Поднимите другую кисть, руку Вашего партнера... Отметьте ее небольшие отличия от первой руки. Эта рука уникальна, она отличается от всех других человеческих рук... Поворачивая ее в своих руках, ощутите жизнь, которая таится в ней... Отметьте также и ее уязвимость... она не защищена раковиной, поскольку эти кончики пальцев, эта ладонь - все это инструменты для осязания мира, для изучения его, равно как и для работы... Гибкая, хрупкая рука, которую легко можно поломать или обжечь... Осознайте, как сильно Вам хочется, чтобы она осталась целой и невредимой в будущем... У этой руки есть свои дела, дела, о которых Ваш партнер даже не подозревает... протягивать эту руку помощи людям в несчастье, помогать, успокаивать, показывать путь... Быть может, именно эта рука будет Вам опорой в Ваш смертный час, даст Вам воды или поддержит в последний раз... С благодарностью за ее существование осторожно опустите ее и возьмите в руки голову Вашего партнера...

Расположите одну руку на шее, а другой рукой поддерживайте ниже затылка... (Партнер А - расслабьте шею, позвольте ваять свою голову, она тяжелая, расслабленная)... баюкайте ее с уважением, поскольку то, что вы держите в руках, - самый замысловатый, самый сложный объект во вселенной... голова человека с планеты Земля... сто миллиардов нервных клеток заключены в ней... чудовищный потенциал интеллекта... только часть реализованных способностей смотреть, познавать, видеть, творить....

Ваши руки держат голову Вашего партнера - это первое Прикосновение, которое он/она ощущает своей жизни, попадая из родового канала в такие руки, как Ваши, в руки врача или акушера... А сейчас в этой голове целый мир опыта, наук, мыслей, воспоминаний, сцен и песен, любимых лиц... некоторые из них уже ушли от нас, но они по-прежнему живы в этой обители разума... Этот мир абсолютно уникального опыта, который никогда не сможет раскрыться полностью... В этой голове мысли о том, что может случиться, образы, которые могут изменить наш мир и направить нас...

Закрыв глаза на мгновение, ощутите тяжесть этой головы в Ваших руках. Может, это голова русского солдата или индийского крестьянина, американского генерала или китайского доктора... Да любого из нас...

А теперь посмотрите на эту голову и попробуйте представить, что ей придется вынести в будущем... какой выбор ей предстоит... Пусть Ваши руки, как они сами решат, выразят Ваше пожелание, чтобы все было хорошо у этой головы в будущем... Возможно, существует нечто, что Вы хотели бы, чтобы Ваш партнер запомнил - то, что нужно помнить в минуты стресса и отчаяния... Если так, то мягко выскажите это сейчас, аккуратно укладывая эту голову...

Отведите немного времени на то, чтобы другой партнер собрался, огляделся и неторопливо сел. После этого партнеры А и Б меняются ролями и получают аналогичное устное руководство с новыми вариациями, В завершение всего процесса важно отвести некоторое время для переориентации. Участники семинара совершили путешествие в такие глубины человеческого опыта, которые далеки от их обычной жизни, и им необходимо неторопливо прийти в себя. Полезно собрать пары в группы по четыре человека, чтобы обсудить вместе свой новый опыт.

Приведенный здесь пример текста вербального управления вовсе не следует понимать буквально, это лишь пример установок, которые могут оказаться приемлемыми и целесообразными для работы. У каждого ведущего свой собственный стиль проведения упражнений, свой собственный опыт, из которого можно исходить. Тем не менее, безотносительно используемых слов или образов, стоит затронуть несколько тем. Вплетенные в словесную ткань, эти мотивы обновляют и обостряют представления о том, что значит быть живым существом. Сюда входит:

  1. уникальность человека в космосе;
  2. длительный путь его эволюции;
  3. уникальность каждой личности, жизненного пути каждого человека;
  4. сложность и красота человеческого тела;
  5. его универсальность, связывающая нас с другими людьми планеты;
  6. его уязвимость.

В контексте, сплетенном из этих тем, поддержка и наблюдение так же действенны, как и убаюкивание. И действительно, эти две стадии процесса взаимно дополняют друг друга, позволяя ощутить и в активном, и в пассивном состоянии удивительность и хрупкость жизни, принявшей нашу форму.

Учтите, если количество участников семинара нечетное, то лучше всего для ведущего взять в партнеры оставшегося человека, так, чтобы никто не оставался вне упражнения. Затем проводите упражнение, выполняя роль партнера Б, одновременно говоря и убаюкивая, но не меняясь после этого ролями

 
Up