Отчаяние и могущество...

назад

вперед

Отчаяние и могущество...

Из раздела

"Вторая стадия: перелом"

 

Упражнение 17

Небольшая иллюстрированная лекция о силе

(15 минут)

Мне хотелось бы предложить вам небольшую лекцию о силе и уязвимости. Это один из наиболее часто используемых мною лично приемов для осуществления перелома. Здесь приводится его сокращенный вариант. Рисунки я обычно набрасываю на большом листе бумаги или на доске. Этот прием основывается на системном подходе, изложенном в главе 2. Там же изложены духовные учения, на которые я здесь ссылаюсь.

Давайте рассмотрим понятие силы. В любом культурном контексте это понятие вытекает из соответствующего мировоззрения. В том мировоззрении, которое доминировало в странах Запада на протяжении двух последних тысячелетий, окружающая реальность рассматривалась как набор дискретных, отдельных объектов. Атомы, молекулы, деревья, люди, скалы... эти отдельные элементы, вроде набора бильярдных шаров, рассматривались как реальность. Классифицируете ли Вы их, как Аристотель, или изучаете их движение, как Ньютон, они для Вас составляют реальный мир.

То, что происходит между этими объектами, т.е. их действия, связи, взаимоотношения представлялись менее существенными, поскольку их нельзя увидеть или измерить. Сложно замерить или взвесить обмен сообщениями или энергией, нелегко сосчитать любовь или ненависть. Конечно, в процессе взаимодействия один из объектов может толкнуть другой. Похоже, что это является одним из наиболее очевидных показателей силы: сила определяется как доминирование. Если взаимодействие достаточно сильное, то один из объектов может повредить или разбить другой.

Если я - это один из объектов, то, вполне естественно, я хочу защититься, так чтобы меня нельзя было уничтожить, я хочу обеспечить свое постоянное существование. Я сооружаю защиту - независимо от того, являюсь ли я частным лицом или отдельной страной. Защита может принимать разнообразные формы: ядерное оружие, оцепенение, воинственность и даже угодливость. Таким образом, как вы можете убедиться, сила ассоциируется с неуязвимостью. Быть сильным - значит иметь мощную защиту.

Отметим также, что если сила ассоциируется с возможностью независимости, с доминированием над другими людьми, то это - игра с нулевыми выигрышем. Чем больше имеет кто-то другой, тем меньше имеете Вы и наоборот. Обладание силой предполагает и создает ситуацию типа - выиграл или проиграл. Вы должны победить, если не хотите оказаться побежденным.

В нашем столетии это старое восприятие реальности, как мира, состоящего из отдельных, независимо существующих объектов, изменилось радикальным образом. Наукой установлено, что все формы жизни возникают и существуют в глубокой взаимосвязи. Вместо того, чтобы рассматривать отдельные объекты, начинают рассматривать потоки энергии, вещества и информации. На место объектов вышел процесс. То, что раньше представлялось нам объектами, растворилось в потоках и рассматриваются они сейчас как параметры потоков, параметры, поддерживающие друг друга посредством их взаимоотношений и обменов. Атомы, клетки, растения, люди, общества... все это - системы в динамике или открытые системы в рамках иных систем. Они оказывают столь глубокое воздействие друг на друга, что трудно понять, где начинается одна и кончается другая, все границы размываются и становятся условными в этой динамичной, текучей паутине.

Ученые-системщики часто используют нервную клетку (нейрон в нервной системе), чтобы проиллюстрировать природу нашей взаимозависимости.

Именно таким образом и работает человеческий мозг и организм человека. Именно так работают экосистемы, семьи или общества: Каждый из нас - это что-то вроде нервной клетки, нервной системы некоего органа, который, в свою очередь, является составной частью некоей более крупной системы.

И что же такое мировоззрение говорите природе силы? Из каких составных частей состоит сила нейрона? Если сила - это неуязвимость и я, как нейрон, выстрою вокруг себя защиту, то что со мной случится? Да, я перестану функционировать, я атрофируюсь, я ослаблю более крупную систему, частью которой я являюсь, и от которой я завишу.

Сила нейрона заключается в его способности быть открытым для перемен, открытым для сообщений, которые проходят по более крупной системе. Такая способность позволяет осуществлять более тонкие и полезные реакции. Именно таким образом мы учимся, именно так учится общество, так развивается интеллект.

Таким образом, мы видим силу под новым углом зрения. Это - не неуязвимость, это - открытость. Это не игра с нулевым выигрышем (ты выигрываешь - я проигрываю), это игра, где проигрывают или выигрывают все. Это не власть над другими, это сила в сообществе с другими - это то, что ученые-системщики называют синергизмом.

Кстати говоря, это все нам уже известно Нам известно это, поскольку так происходит эволюция: по мере того, как формы жизни эволюционируют, они становятся все более и более уязвимы со стороны среды обитания. При этом они во все больше объединяются и реагируют. Нам все это уже известно из нашей собственной жизни, в которой мы испытываем синергизм. Когда мы влюбляемся или растим ребенка, даже когда мы попросту играем тарелками фрисби, мы переживаем, ощущение личного воодушевления, которое проистекает из увеличения потенциала других людей. Нам знакомо это, поскольку наша духовная традиция опирается на такой рост и на такую силу. Но мы ограничиваемся старой патриархальной парадигмой силы, мы не привыкли рассматривать свои возможности как силу. Важно, что мы начинаем осознавать это сейчас, поскольку наше выживание зависит от нашего отхода от примитивного представления, о силе как о способности к конкуренции в игре выиграл - проиграл. И когда мы добьемся этого, мы увидим, что уже сама возможность испытывать страх за мир, в котором мы живем, может вдохнуть в нас силы для соединения с ним, для действий, чтобы вылечить его.

Метод 18

Мозговой штурм

(15 минут)

Во время мозгового штурма группа мыслит совместно, как один коллективный разум. Так что, он уже сам по себе дает возможность обучиться и принять нашу "нейронную" взаимосвязь и синергизм.

Прежде всего, давайте рассмотрим сам процесс мозгового штурма. Этот метод приобрел большую популярность за последнее десятилетие как прием для коллективного решения проблем. Воспользуйтесь доской или (что предпочтительнее) большими листами бумаги, закрепленными на стене (их можно сохранить и изучить впоследствии). Напишите наверху вопрос, по которому проводится мозговой штурм и попросите кого- либо из присутствующих записывать ответы группы. В этом штурме участвуют все и чем выше его темп, тем лучше. Потому что самые оригинальные и смелые мысли возникают, когда нет паузы, позволяющей проанализировать их и отсеять как нелепые и дикие. Одна идея пробуждает другую и вскоре они летят, как беглый огонь. Это прекрасный способ повысить энергию группы, ее уверенность в себе и общий дух. Для того, чтобы это произошло, напомните группе о трех правилах мозгового штурма:

  1. Говорите вслух все, что Вам приходит в голову по этой теме.
  2. Не разъясняйте Ваши мысли и не защищайте их.
  3. Не обсуждайте идеи других и не критикуйте их.

Задача мозгового штурма - выработать идеи и подходы, а не оценить их. Оценка и анализ - это часть аналитической работы, которую мы можем провести позже.

Полагаю, что на стадии Перелома эффективными могут быть следующие темы для мозгового штурма:

  1. "Что заставляет нас в обыденной жизни избегать выражения глубокой озабоченности и эмоций, связанных опасностью, угрожающей нашему миру?". В главе 1 я описываю такой мозговой штурм на семинаре в Балтиморе. Это помогает людям увидеть, насколько распространенными и насколько при этом незначительными являются те соображения, которые заставляют нас подавлять наше глубинное отношение к угрозе массового уничтожения. Раскрывая эти причины вместе, мы можем выйти за пределы этих ограничений развить свое чувство свободы и силы.
  2. "Каким образом можем мы помочь другим относиться с уважением к их глубинным соображениям и эмоциям, в связи с их восприятием опасности, угрожающей нашему миру? Этот вопрос очень тесно связан с первым вопросом и часто вытекает из него. Он служит для того, чтобы выявить силу, которой мы обладаем для помощи другим людям и ту степень в которой эта сила обусловлена нашей способностью ощущать внутренний страх.

Оба эти упражнения уводят нас еще дальше от изоляции и осуждения, в сторону явного ощущения нашей общности и приобретения уверенности в своих силах.

Упражнение 22

Движение соединенных рук

(10 минут)

Члены группы вступают в разговор жестами друг с другом. Они разбиваются на пары и касаются тыльной стороной своей правой руки тыльной стороны правой руки партнера. Они делают повороты руками, широко разводят руки в стороны, двигают их к себе, от себя, вверх и вниз, - любые движения. Но при этом сохраняют контакт между руками. Когда наступает их очередь быть ведомым, им нужно твердо стоять на ногах, и проявлять достаточную гибкость чтобы удерживать контакт руками при изменяющихся движениях. Это не очень сложная задача, однако в ней раскрываются некоторые стороны силы, присущей открытым системам. Как мы уже убедились в главе 2, эволюция идет по пути повышения гибкости и восприимчивости. Эти качества позволяют проводить интерактивные игры и мы вводим их в это упражнение.

В качестве альтернативы можно воспользоваться другим приемом: участники могут двигаться попарно, держа руки в направлении друг друга на расстоянии примерно одного дюйма. Опять таки, они могут меняться ролями ведущего и ведомого. Музыка вносит в их движения ритм и плавность, периодически сообщайте: "смена ведущего" или просто "смена" и в конце сообщите: "А теперь пусть музыка ведет Вас всех".

Это упражнение полезно на исходе семинара, оно помогает участникам "раскрыться и настроиться".

 
Up