Отчаяние и могущество...

назад

вперед

Отчаяние и могущество...

Из раздела

"Стадия третья: Воодушевление"

 

Упражнение 32

Тридцать лет спустя

(15 минут)

При проведении этого упражнения помогите участникам расслабиться, как это предлагалось.

Перенеситесь вперед во времени. Сейчас точно такой же день, но на тридцать лет вперед. Календарь показывает совершенно другой год, но Вы - это по-прежнему Вы, у Вас то же имя, те же привычки и ощущения, та же кожа, сердце и легкие работают точно также. Конечно, кое-кто из нас весьма постарел, но предположим, что Вы все еще неплохо себя чувствуете и занимаетесь своим излюбленным видом спорта. Не пытайтесь представить себе как при этом изменился окружающий мир, достаточно знать одно ключевое обстоятельство: все вооружения уничтожены, мир разоружился. Это могло произойти в конце восьмидесятых, начале девяностых годов, но Вы уже настолько привыкли к этому, что воспринимаете это как обыденность.

А теперь представьте, что к Вам приближается девочка 8 - 9 лет. Она слышала, возможно, из песен и историй, о тех старых временах, что Вы и Ваши коллеги делали тогда все, чтобы спасти мир от катастрофы. Она подходит к Вам робко, но ее переполняет любопытство. "А что, действительно были бомбы, которые могли взорвать целый мир?". Вслушайтесь в ее вопросы, а мы выслушаем ответы. "А правда ли, что миллионы и миллионы людей страдали от болезней и голода?"... "На что была похожа жизнь в то время?" Не боялись ли Вы?... И, наконец, она спрашивает: "Как Вы прошли через это страшное время и не потеряли мужества?... "Что помогало оставаться сильными? Вы, наверное знали, что надо делать?"... А теперь послушаем Ваши ответы.

Упражнение 35

Определяем задачи и возможности

(от 15 до 45 минут)

В сокращенном варианте каждый из членов группы работает самостоятельно, записывая ответы на шесть вопросов, вслух предложенных ведущим. Если позволяет время, можно воспользоваться длинным вариантом, когда участники работают попарно, периодически сменяясь в качестве секретаря. То есть, один из участников записывает то, что другой отвечает на вопросы ведущего. Это способствует доброжелательному вниманию и солидарности. Затем происходит смена ролей, каждый секретарь читает вслух эти ответы другим, потом партнер записывает его ответы. Ниже приведены вопросы:

  1. Если бы Вас не парализовало чувство страха, если бы Вы были полны сил, что сделали бы Вы, чтобы излечить мир, в котором мы живем?
  2. Какой конкретный проект могли бы Вы действительно завершить на протяжении следующего года?
  3. Какими сильными сторонами, какими ресурсами Вы обладаете, способными помочь Вам в этом?
  4. Что Вам понадобится изучить или приобрести?
  5. Какие препятствия, как Вы полагаете, поджидают Вас на этом пути?
  6. Что Вы сможете сделать в ближайшие 24 часа (пусть сколь угодно мало) такого, что поможет Вам в достижении этой цели?

Упражнение 37

Информационное общение

(30-40 минут)

Многие из нас воздерживаются от высказываний своих соображений по поводу состояния нашего мира, поскольку, как мы полагаем, мы не обладаем достаточным фактическим материалом, чтобы быть убедительными. Нелегко припомнить весь тот объем информации, который мы переработали и который стал нашей мотивацией к действию. Если нас попросить изложить письменно причины нашей обеспокоенности состоянием современного мира или те же причины, заставляющие нас протестовать против сегодняшнего положения дел, мы часто ощущаем скованность, неуверенность и растерянность.

Каким образом мы блокируем себя? Как можно преодолеть эти внутренние преграды?

Кевин Маквейт предлагает упражнение, которое поможет нам ответить на эти вопросы и научиться эффектно излагать информацию. При этом он напоминает, что (1} Мы часто уверены своей способности излагать факты, а уверенность сложилась еще в школьные годы и нам надо бы пересмотреть ее, выйти из этой ограниченности. (2) В действительности мы помним гораздо больше, чем нам представляется. В этом упражнении все это демонстрируется.

Мы можем сначала спросить аудиторию, кто испытывает трудности при изложении информации о ядерной угрозе, кто теряется во время беседы, кто внезапно становится растерянным и забывает все, что он помнил до сих пор. Перед группой появляется доброволец. "Что Вы знаете о ядерной угрозе?" спрашиваем мы у него. Это может поставить человека в трудное положение. "Я чувствую себя неловко. Понимаете, я не могу ничего вспомнить". "Каковы Ваши ощущения и что Вы чувствуете при этом?" Доброволец описывает свое состояние (пересохший рот, неприятное ощущение в желудке, потные ладони). "Это вполне естественно, но все же, что Вы знаете еще о ядерной угрозе?" "Я боюсь этого, я знаю что... Я боюсь за своих детей. Уже сейчас у нас есть 3000 боеголовок и мы продолжаем их производить, изготавливая по три бомбы в день". "Что еще?... И война может начаться из-за ошибки компьютера. Уже происходят сбои компьютеров, примерно по сто ошибок ежегодно...". Таким образом, применяя благожелательный допрос, мы поможем друг другу убедиться, что знаем гораздо больше, чем нам представляется. С помощью упражнения подобного рода человек может установить свою "необразованность" и прорваться через нее, открыв, что он/она обладает огромной скрытой до поры до времени информацией.

На семинаре такое упражнение можно проводить для групп по три человека. В каждой группе трое периодически меняются ролями и по очереди рассказывают, спрашивают и записывают ответы. А допрашивает Б: "Что Вы знаете о ядерной угрозе? (разрушении окружающей среды? глобальном голоде?). Когда А повторяет свой вопрос, Б предоставляет информацию, а В записывает все это. Каждый по очереди тратит на это все порядка 3 - 4 минут и они выясняют, что им известно, а оказывается, как правило, что известно немало.

Нужно хорошо и крепко запомнить, что умение пересказывать факты и цифры - это не главное. Информация - легкий объект для манипуляции. Цифры сами по себе - не более, чем цифры. Способность постигать суть дела гораздо важнее, чем знание статистических материалов. Важнее для нашего сознательного противостояния опасностям современного мира, для морального мужества, для убежденности в том, что ни мы, ни те, кто придет нам на смену, не должны жить под постоянной угрозой массового уничтожения. Во время подобных бесед мы должны быть уверены (как верил Ганди), что в другом человеке есть нечто, что способно слышать нас на уровне понимания нашей глубинной обеспокоенности. Та степень, до которой мы способны обращаться к разумным существам, иногда внутренне, и определяет нашу эффективность как переносчиков информации.

Упражнение 38

Передача воззрений и намерений

(40 - 60 минут)

Часто бывает, что люди, с которыми мы живем и работаем вместе, оказываются наиболее трудным объектом при попытках поделиться с ними своим беспокойством о судьбе мира. Естественно, это значительно усиливает наше чувство беспомощности. Таким образом, ключевой аспект работы по воодушевлению - помощь в общении с другими близкими нам людьми. Надо настроиться без обиняков рассказывать им, что, по нашему представлению, происходит с нашим миром и что мы собираемся предпринять. Практика проведения диалогов дает нам немало по части отработки возникающих при этом эмоций, воззрений, навыков - и некоторого веселья тоже. Примечание: Это упражнение аналогично упражнению Доктора Кэрол Волман (см. Главу 3), но для него не требуется ведущий - квалифицированный психотерапевт.

Упражнение начинается с того, что нам предлагают подумать о людях, с которыми, как мы считаем, труднее всего разговаривать о нашей озабоченности судьбами мира и о предпринимаемых нами гражданских акциях. Это может быть отец, сестра, работодатель или любовник, а может быть и отдаленная фигура, скажем, Президент или Министр Иностранных дел.

Затем мы предлагаем провести ролевую игру. Доброволец сообщает: "Мне труднее всего разговаривать со своей матерью". После этого он выбирает из группы кого-либо, напоминающего ему его мать. Сообщив этому человеку некоторые основные сведения о роли, доброволец начинает. Предположим, это давний разговор о том, почему он собирает подписи против атомной электростанции. Для другого участника этой темой может оказаться прерванное объяснение его воззрений на разоружение, или предполагаемое объяснение причин проведения семинаров по отработке отчаяния вместо того, чтобы вести курс в университете. В беседе вновь проявляются все давние ограниченности и разочарования. Но сейчас, в составе группы, на определенном этапе роли меняются.

Смена ролей всегда продуктивна и благоприятна. Она разрушает наши старые представления о человеке, к которому мы обращаемся. Мы можем прочувствовать его смущение и страх, мы можем посмотреть на самих себя под другим углом зрения. Мы открываем для себя, как мы вынуждаем других людей принять негативную позицию, исходя из своих предвзятых представлений о них. Вновь сменив роли, мы продолжаем беседу, но сейчас мы уже лучше себе представляем внутренний мир людей) с которыми общаемся.

 
Up