Микрозаповедник

Практическая природоохранная и природоисследовательская деятельность учащихся на территории природного микрозаповедника
Е. А. Потоцкая, Сосновый Бор


 
 

   Наш микрозаповедник - участок лесного массива на северо-западной окраине города Сосновый Бор. Участок выделен Ломоносовским лесничеством экологической школе N 7 в январе 1997 года. Площадь участка леса 63 га. Он расположен в 300 метрах от школы в зеленой зоне города Сосновый бор между Калищенским озером и Финским заливом.

   Целью создания микрозаповедника было - обучение детей практическим навыкам в деле экологического и природоохранного образования, воспитания в детях интереса, любви и уважения к природе, заботы о родном крае, том месте где они родилсь и живут.
   С самого начала были намечены направления и составлен план работ. В план входят задачи благоустройства микрозаповедника, обучающая, исследовательская, природоохранная деятельность.
   В разделе плана "благоустройство микрозаповедника" в основу была положена идея создания пешеходной тропы со смотровыми площадками для проведения уроков на природе и экскурсий. Уже весной 1997 года, как только сошел снег, мы начали обустраивать и приводить в порядок уже имеющуюся труднопроходимую тропинку, ведущую в сторону Липовских огородов вдоль центральной части.
   Тропу расширили, убрали пни, поваленные деревья, построили мостики через канавы, подсыпали песком и гравием тропочное полотно. Работа была начата и продолжается. Большая часть тропы сейчас уже стала проходимой, удобной и живописной. В благоустройстве участвовали учащиеся с классными руководителями во время практики, родители ребят на субботниках.
   Эта пешеходная тропа - рекреационная зона нашего микрозаповедника. Она стала удобной и все люди ходят по ней, не протаптывая собственных троп в лесу. Это сохраняет лес. Когда ребята работают в лесу, мимо них проходит много садоводов-горожан, выражая благодарность и одобрение деятельности учеников.
   Осенью 1997 года Управление образования организовало акцию "Зеленая зона города", где в благоустройстве микрозаповедника участвовали отряды детей с классными руководителями из всех школ города. В микрозаповеднике работают ребята во время летних трудовых практик, отряды школьного экологического лагеря. К зоне рекреации мы отнесли еще и просторную поляну в лесу, недалеко от опушки, устроив там место для кострища, а также оборудовали подходы, тропинки и удобные места для сидения во время проведения уроков в этом кабинете природы.
   Близость микрозаповедника к школе и удобная тропа дали возможность проведения здесь программных уроков по ряду предметов:
  • Географии
  • ОБЖ
  • Экологии
  • Физкультуре
  • ИЗО
  • Литературе
Экоша
Такие уроки становятся для учеников интересным и обычным делом. Во время уроков в кабинете природы дети имеют возможность не только услышать сведения о природе, но и видеть, наблюдать, выполнять небольшие практические задания.
   Участок леса, принадлежащий школе "Наш микрозаповедник", это уже не просто лес, а кусочек природы у которой есть хозяин - дети и их родители. Ребята, работавшие на благоустройстве, уже не смогут разрушать, а будут заботиться о микрозаповеднике, чувствуя результаты своего труда. Они переживают, когда кто-то портит деревья, следят за неправильным разведением костров в лесу. На всех уроках и экскурсиях на природу мы говорим об охране леса, о его значении для людей, о правильном поведении в лесу.
   В школе есть отряд детей - геополевой кружок, который регулярно, раз в неделю ходит в поход в микрозаповедник, чтобы наблюдать за его состоянием. Ребята идут проверить, нет ли оставленных незагашенных костров, не рубят ли браконьеры деревья, как живется лесному населению.
   Не раз дети тушили большие и маленькие костры, обнаруживали незаконные вырубки леса. Обо всех нарушениях мы сообщали в лесничество, беседовали с нарушителями, объясняли значение природного школьного микрозаповедника, развешивали таблички, призывающие беречь лес.
   В время таких природоохранных походов школьники ведут наблюдения за жизнью леса, зимой - отмечают звериные следы и тропы мелких и крупных животных.
Карта микрозаповедника
Летом 1998 года в центральной канаве участка поселились и остались зимовать бобры. В походе ребята занимаются исследовательской работой, с помощью глазомерной съемки картирую отдельные участки леса. Свои наблюдения и впечатления ученики представляют в отчетах, заметках, стенных газетах. По крупицам накапливается ценный полевой материал, приближающий детей к сложной жизни природы, дающий реальное представление о месте каждого человека в ней.
   Человек не родится на свет с полным отсутствием знаний о мире, всегда существует некий запас знаний о природе от предыдущих поколений, хранящийся в инстинктах. В каждом человек, в той или иной степени, живет инстинкт любви ко всему живому, сострадание к братьям нашим меньшим, желание узнать, исследовать, наблюдать и полюбить природу.
   Эти свойства особенно сильны в детях, поэтому они с большой любовью развешивают кормушки для птиц, наблюдают за поведением животных по следам, с удовольствием идут в дальний маршрут, чтобы узнать что-то большее "... за дальней речушкой, за ближней горой...".
   Практической полевой исследовательской работе тоже надо учиться. В школе, под руководством преподавателей, с интересующимися учениками ведется исследовательская работа по изучению лесных экосистем, болот, почв, основам гидрологии. Особенно активно ведется исследовательская работа в летнем экологическом лагере. В программу работ входят практическая, природоохранная и исследовательская работы детей.
   Работают отряды топографов, почвоведов, ботаников, гидрологов. Собранный летом 97-98 учебного года полевой материал позволил составить комплексную геоботаническую карту участка микрозаповедника. Уже обследованы 2 участка в северо-восточной части. Составлены карты смены растительных сообюществ, дано их описание, дана оценка рельефа, геологических условий, обводненности.
   По полевым материалам написаны творческие работы. Участвуя в полевых исследованиях, ребята приобретают практические навыки для понимания законов жизни природы, учатся анализировать, отражать свои наблюдения.
    По результатам полевых работ 1998 года написаны творческие работы:
  • Д. Курчевский "Геоботаническое картографирование северо-восточного участка микрозаповедника"
  • Ю. Воронов "Комплексная экологическая оценка состояния природных вод садоводческого участка около деревни Ручьи"

   Олимпиадные работы учащихся заняли призовые места:

М. Сухарева "Исследование экологического состояния микрозаповедника"
А. Дормидонтова, О. Девятова "Учебная тропа - звено в экологическом воспитании"
Н. Баринов "Оценка загрязнености воздуха с помощью биоиндикации"

   Надо надеяться, что школьный природный микрозаповедник поможет научить и воспитать людей с новым отношением к биосфере, соблюдающих экологические законы также, как и законы сохранения собственной жизни.