Экологическое велокольцо 2004
 
 
 
 

ПЕРВОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЕЛОКОЛЬЦО
ВОКРУГ ФИНСКОГО ЗАЛИВА

13 августа в 14 часов на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге финишировала экологическая акция "Велокольцо - Финский залив - 2004". Организаторами Движущейся Экологической Конференции под таким названием были общественные экологические организации "Центр Экологических Инициатив" и "Дети Балтики" при содействии информационного агентства "Устойчивое Развитие".

 

 

Участники акции стартовали тремя неделями раньше, 24 июля, с того же самого места на Дворцовой площади, у Александровской колонны. Таким образом, экологические активисты полностью объехали Финский залив - объект их пристального внимания и заботы. Путь велосипедистов длиной 1130 км пролегал вдоль южного берега залива до Таллинна, откуда они переправились на пароме в Хельсинки и затем вернулись вдоль северного берега залива в Петербург.

Карта-схема
Экологическое велокольцо 2004

 

Карта-схема "Экологическое велокольцо 2004"

Финский залив - акватория с напряженным и сложным судоходством. Риск аварий здесь велик, что подтверждают регулярно случающиеся чрезвычайные происшествия с судами на море. В то же время, уникальная экосистема залива является наиболее уязвимой частью Балтийского моря и требует особо бережного отношения к себе.

 

       

Во всех трех странах, чьи берега омывают воды залива, прибрежные зоны привлекают внимание инвесторов как выгодное место расположения промышленных и транспортных объектов. Расширяются существующие порты, строятся и планируются новые. В этих условиях важно участие общественности в процедуре принятия решений, чтобы не допустить ущемления интересов жителей и не насести непоправимого ущерба природе. Поэтому важной миссией акции был обмен опытом общественного участия в принятии решений, особенно по вопросам прибрежного развития, и планирование дальнейшего сотрудничества в этой сфере. На встречах, семинарах и круглых столах в Нарве, Силламяэ, Пуртсе, Таллинне, Хельсинки, Порвоо, Приморске, Сестрорецке участники велоакции обсуждали вместе с эстонскими и финскими партнерами наиболее эффективные формы общественного участия в принятии решений во всех трех странах.

 

       

В ходе своей поездки участники посетили существующие и строящиеся портовые комплексы в Ломоносове, Усть-Луге, Силламяэ, Таллинне, Хельсинки, Порвоо, Котке, Высоцке и Приморске. В Ломоносове запланировано превращение всей 11-километровой прибрежной полосы в сплошную портово-индустриальную зону, не оставляя жителям выхода к морю. Сегодня здесь, в дополнение к пяти существующим портам, строится битумный терминал и планируется порт "Янтарь". Общественные слушания по этим объектам либо не проводились, либо были сфальсифицированы. Альтернативный проект организации природной рекреационной зоны между портовыми территориями - орнитологического заказника "Плавни Кронштадской колонии" - не был включен в проект Генплана СПб без объяснения причин.

 

       

В Усть-Луге по-прежнему работает только угольный терминал. При этом нет сооружений инфраструктуры порта, служб экологического контроля и безопасности. Строится второй железнодорожный грузовой путь, но уже более года не действует железнодорожное пассажирское сообщение для жителей Усть-Луги с "материком". Рабочих мест для местных жителей портовые структуры практически не предлагают.

 

       

В Силламяэ с мая 2003 года ударными темпами строится причал для нефтеналивного терминала (до 12 млн. т нефтепродуктов в год). Начало строительства сопровождалось нарушениями законодательства об общественном участии - жители были поставлены перед фактом принятого без них решения. Но, начиная с весны 2004 года, инвестор находится в постоянном диалоге с общественностью, информация о порте открыта, и предоставляется по первому требованию. Можно надеяться, что следующие терминалы - контейнерный, сухогрузный и пассажирский - будут строиться без нарушений законодательства. Городу Силламяэ повезло - его промзона отделена от жилой зоны, и такая структура города сохраняется при его развитии. Этим город выгодно отличается от Ломоносова, в котором власти не хотят развивать существующую промзону, выделенную в соответствии с зональным планированием на юго-востоке города, а стремятся застроить индустриальными объектами побережье. В то же время можно отметить, что первые нефтеналивные суда порт Силламяэ примет задолго до завершения консервации местного хранилища радиоактивных отходов.

 

       

Порт Порвоо принял в 2003 году 1183 судна. Его грузооборот составил 17,5 млн. тонн (9,8 млн. т разгружено, 7,7 млн. т загружено, из них 5,5-7,7 млн. т на экспорт, около 90 % импорта - из России). Нефтеперегонный комплекс в Порвоо с каждым годом производит все меньше вредных выбросов, чему способствует совершенствование технологий. Администрация стремиться наладить хорошие взаимоотношения с местными жителями и постоянно информирует их о состоянии окружающей среды. В порту Порвоо, который принимает суда водоизмещением до 250000 тонн и работает 24 часа 365 дней в году, всего 62 работника. Это говорит о том, что высокотехнологичные новые порты не могут стать работодателями для местного населения. Неудивительно, что надежды на новые рабочие места в Усть-Луге, Высоцке и Приморске не сбываются - там нет специалистов нужных профилей, и местные жители могут наняться лишь в охрану, и, по случаю, сварщиками.

 

       

Одной из важных задач акции было привлечение внимание к велосипеду как экологически дружественному виду транспорта, и к необходимости создания велосипедной инфраструктуры. Участники акции двигались вдоль велодорожки Хельсинки - Санкт-Петербург - Таллинн, которая пока существует только в планах единой сети веломаршрутов в Европе. На эстонской части маршрута эта велодорожка имеет указатели, и в значительной части довольна комфортабельна для передвижения велосипедистов. В Финляндии маршрут от Хельсинки до границы пролегает вдоль исторической Королевской Дороги, которая упоминается в исторических документах уже в 15 веке, а была проложена, по-видимому, намного раньше. Значительная часть маршрута проходит по велодорожкам и очень приятна для передвижения на велосипеде. В России же в основном маршрут проходит по напряженным автодорогам и неприятен, а часто и опасен для велосипедистов. Только в Курортном и Приморском районах Санкт-Петербурга есть участки с вело-пешеходными дорожками.

 

       

В то же время, согласно опросу, проведенному Центром Экологических Инициатив в июле 2004 года, в Петербурге больше велосипедов, чем личных автомашин. Велосипеды имеют более половины семей петербуржцев, а в каждой четвертой семье - более одного велосипеда. Все эти велосипеды почти не используются из-за отсутствия велодорожек, велопарковок и других элементов велосипедной инфраструктуры. За создание велодорожек в городе выступают три из каждых четырех опрошенных, даже те, у кого велосипеда нет. На круглом столе в Хельсинки с участием представителей администрации города и заинтересованных общественных организаций экологические активисты из России обсудили пути развития веломаршрутов. В этом Финляндия накопила огромный опыт и по праву считается одной из самых велосипедных стран мира. В то же время примечательно, что тридцать-сорок лет назад в Финляндии ситуация с велосипедами была почти такая же, как у нас сейчас.

 

       

В рамках велоакции ряд встреч был посвящен образованию для устойчивого развития для всех слоев общества - от детей до представителей власти. В Копорье, Выборге, Приморске, Сестрорецке участники акции, члены организации "Дети Балтики", проводили занятия с детьми, круглые столы для педагогов, местных активистов. В образовательные учреждения, библиотеки и НКО участники велоакции привезли экологическую образовательную литературу, издания по экологическим правам и общественному участию, по возобновляемой энергетике, о Программе для Школьников по Использованию Ресурсов и Энергии, о Программе "Наблюдение рек и содействие устойчивому управлению речными бассейнами".

 

       

Прибрежные библиотеки Ленинградской области получили от участников велоакции новое издание книги "Наши Ценности Среды Обитания". Встречи с активистами на российской территории были посвящены пополнению этой книги взглядом местных жителей на те природные и культурные ценности, которые нуждаются в сохранении и испытывают опасную антропогенную нагрузку.

.

 

       

Участники всех встреч, которые происходили по пути вокруг Финского залива, поддержали предложение создать Общественный Совет Финского Залива из представителей общественности, науки и государственных природоохранных организаций. Эта идея особенно актуальна для проведения общественной экологической экспертизы опасных объектов совместными силами экспертов соседних стран.

 

   

Санкт-Петербург
2004

 
Up