Yandex.Metrica

Как Экосоветники экономят миллионы?

В международный день энергосбережения 11 ноября в Петербурге прошел российско-финский семинар для обобщения опыта Экосоветников, помогающих внедрять энергоэффективные и другие зеленые решения в школах. Этот семинар подвел итоги реализации международного проекта «Шаг к Экоподдержке». Семинар провела организация «Друзья Балтики» в сотрудничестве с Академией постдипломного педагогического образования. Экосоветники рассказали о своих победах и сложностях при внедрении экологических решений.

В семинаре приняли участие педагоги Санкт-Петербурга, представители Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Центра непрерывного образования Палмения Университета Хельсинки, университета прикладных Кюменлааксо (Финляндия) муниципального образования Сенной округ, Академии постдипломного педагогического образования и многие другие.

Главной целью проекта «Шаг к Экоподдержке» является создание модели действий, обеспечивающей снижение нагрузки на окружающую среду, а также содействие экоменеджменту в образовательном учреждении (ОУ) с участием всего коллектива, экологические решения, затрагивающие такие сферы, как: энергия, ресурсы, вода, отходы, закупки, бытовая химия, транспорт, зеленый двор.

В октябре 2013 года прошел базовый тренинг для Экосоветников, и с тех пор они работали с администрацией, коллективом, родителями, техническим персоналом и детьми, чтобы снизить нагрузку своего учреждения на окружающую среду.
Итоги проекта превзошли любые ожидания:
- Все экосоветники провели экоаудит в своих образовательных учреждениях c помощью методик созданной в рамках проекта.
- В 80 % ОУ есть Экосовет – 7-8 человек, педагоги, представитель администрации, старшие школьники, родители
- Прошло обсуждение экоаудита и приоритетных действий на педсовете или Экосовете ОУ.
- Были сделаны первые шаги – сбор макулатуры, замена освещения, отключение спящего режима, аэраторы на кранах.
- Практически во всех школах стоят экобоксы для сбора опасных отходов
- В каждом ОУ проходит информирование детей, родителей, сотрудников

В мероприятия проекта вовлечены более 100 педагогов (участие в семинарах, использование методических материалов в образовательной и информационно-просветительской работе, участие в Экосоветах).
42 Экосоветника осуществляют практическую деятельность в 33 ОУ.

Сидорова И. В. педагог и методист из ГБОУ Гимназии №85 рассказала, что ей удалось добиться изменений в системе школьных закупок:
• Предпочтительный выбор экологически чистых товаров, товаров с экомаркировкой;
• Товары из натуральных материалов;
• Товары, пригодные к переработке;
• Товары местного производства;
• Избегание излишней упаковки или неперерабатываемой упаковки.

Быстрова Н.Ф. и Куликова Г.Н. из ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» представили альтернативу моющим средствам – салфетка для чистки окон и зеркал из микрофибра. Их опыт показывает, что данная салфетка справляется с задачей и при всем прочем экономит воду, так как не требуется смывание и протирание окон после ее использования. А как известно, чистые окна – лучше освещенность в светлое время суток, что может сэкономить и электроэнергию.

Самым продуктивным Экосоветником, как и ожидалось, является завхоз. Это проиллюстрировал Лекан В. А. из ГБОУ СОШ № 599. Его выступление поразило всех – и педагогов и коллег. Владимир Анатольевич только с помощью регулирования расхода теплоносителя помог школе за 10 месяцев сэкономить 163 тыс.рублей.
В 4-х кабинетах, фойе и кабинете директора были установлены светодиодные лампы – за 10 месяцев сэкономлено 300 тыс. рублей
«Если директор обяжет завхоза спускаться в подвал и регулировать подачу тепла, то экономия может составить до 700 тыс. рублей – объясняет Владимир Анатольевич. Существуют автоматические системы регулирования в зависимости от температуры на улице, но даже если у вас в здании такая система еще не установлена, экономить все равно можно. Те, кто говорит о невозможности энергосбережения в школе – говорят неправду».
Только на тепле воде и электричестве за 10 месяцев господин Лекан и его коллеги сэкономили 1 163 000 руб.

Интересно, что уровень поддержки Экосоветника администрацией и коллективом напрямую зависит от количества пройденных тренингов. 13 % Экосоветников прошли только один семинар и уровень поддержки они оценивают на 2-3 балла из 5. 63% Экосоветниковпрошли полный курс и они оценивают поддержку на 4-5 баллов из 5 возможных.

В конце мероприятия участникам были заданы 3 вопроса, на которые Экосоветники с удовольствием ответили.
Что было самым трудным?
Централизованная бухгалтерия (при районных управлениях образования) не идет на диалог по закупкам энергоэффективных или экологических товаров для школы.
Что было самым легким?
Организовать сбор опасных отходов, сориентировать детей и сотрудников на пользование экомобилем.
Что вас удивило больше всего?
Сам факт существования такого понятия, как «экосоветник» – что оно воспринято серьезно многими людьми, и это работает!

В рамках проекта «Шаг к Экоподдержке» разработан дистанционный курс для Экосоветников (ООО «Космос»), где любой человек может пройти полный курс и войти в реестр Экосоветников.

Презентации:

  1. Алексеев С. Экообразование
  2. Шауро Т. Опыт зеленых решений в Финляндии и Норвегии
  3. Сидорова И.Эко решения
  4. Сенова О.Итоги Экоподдержки в ОУ
  5. Логинова Т.Роль Школьного Экосовета
  6. Бытрова и Куликoва_Экоаудит и дети
  7. Астахова Н. Экопрограммы муниципального образования Сенной округ
  8. Arja Sinkko_Energy Efficient Real Estate
  9. Sanna Kauppi_Last seminars
Yandex citirovania