Yandex.Metrica

Ломоносовский берег Финского залива – природно-историческая ценность и потенциал для рекреации

Авторы: Сенова Ольга, Мытарева Дарья
6 июня в Ломоносове прошел семинар по вопросам информирования и участия общественности в развитии территории и сохранении природных ценностей. Участники – представители органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций, бизнеса, эксперты ЗАКС.

Семинар был организован межрегиональной общественной организацией «Друзья Балтики» и Центром экспертиз «ЭКОМ» при поддержке МО город Ломоносов и Детско-юношеского центра «Петергоф».

Семинару предшествовала деловая экскурсия по южному берегу Финского залива (http://baltfriends.ru/node/964), где участникам удалось осмотреть природные ценности и объекты потенциального риска для сохранения этих ценностей, обсудить, каким бы хотели видеть жители сценарий развития прибрежных территорий.

На семинаре участники семинара уделили наибольшее внимание перспективам сохранения природного и культурного наследия, и развития рекреационного потенциала таких территорий:
- Лес между Ломоносовым и Мартышкино – территория базы горюче-смазочных материалов (ГСМ) вспомогательного флота военно-морской базы;
- Плавни Кронколонии, соседствующие со строящимся портовым комплексом Бронка;
- Потенциальная рекреационная зона восточнее Сидоровского канала.

1. ЛЕС МЕЖДУ ЛОМОНОСОВОМ И МАРТЫШКИНО

Фактически лес существует. Он ограничен с юга улицей Федюнинского, с запада Ораниенбаумским проспектом и автогаражным кооперативом «Ораниенбаумский», с востока – улицей Связи, с севера – улицей Богумиловская, идущей вдоль железной дороги. Территория принадлежит вспомогательному флоту ВМФ, и используется под базу ГСМ для снабжения вспомогательного флота Кронштадта. В последние годы большая надобность в этом хранилище отпала. И, хотя военные пока не собираются отдавать эту территорию, в Генплане она обозначена как зона развития для многоэтажного жилого строительства (свыше 15 этажей).
Вопрос о переориентации территории обсуждается давно. Для горожан более важным было бы развитие этой территории как рекреационной зоны – лес или парк. Это важно, так как существующая в городе зеленая зона Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» – это охраняемая территория, платная по выходным дням для жителей Ломоносова, и поэтому не отвечает рекреационным целям в полной мере. Горожанам нужен и парк развлечений и место для обычных прогулок.
На этой территории под землей расположены резервуары с нефтепродуктами, с юга проходит техническая железная дорога. Эти обстоятельства не вполне согласуются с рекреационными целями. Но возможна комбинация территорий разного назначения, что позволит использовать лес для рекреации.
Здесь был лес, до революции в северной прибрежной части усадьба, в центральной части парк, часовня во имя Св. Арефы Печерского и военное кладбище. Не так давно губернатор г. Санкт-Петербурга Полтавченко объявил, что исторические кладбища должны пройти инвентаризацию, попасть в реестр и охраняться.
Варианты развития данной территории:
Рекреационный лес
Зоопарк
Создание искусственного пляжа рядом с прудами
Образовательные объекты (экотропы, парк с элементами активного отдыха и т. д.)

2. ПОРТ БРОНКА И ПЛАВНИ КРОНКОЛОНИИ

Территория побережья от дамбы до Меншиковского канала сейчас разбита на три равных территории. Оставшиеся 2–4 км плавней, дубы петровских времен имения Ольгино и Дубки, поселок Ольгин канал, между военными складами и дубами – остатки батарей сохранившихся после Крымской войны, и два кладбища. Люди, живущие рядом, кооператив легкомоторных плавсредств, историческая пристань Кронштадтского госпиталя.
Эта территория уникальна своими природными ценностями и уже сейчас разработан проект – заказник плавни Кронколонии в составе ООПТ «Южное побережье Невской губы». Статус ООПТ для плавней необходим, т.к. это живая территория, где есть рыба, останавливаются птицы на отдых. Это неотъемлемая часть живого Финского залива
К востоку от плавней расположен федеральный памятник культурного наследия Меньшиковский канал постройки 1712-1713 годов. Планируемая грузовая дорога, проложенная проектировщиками по прибрежной зоне и имеющая неясные цели, на карте проекта пересекает исторические территории канала, предполагая его частичную засыпку.
Этот канал в 18 веке использовался для причаливания судов к Меньшиковскому дворцу. Канал – это исторический вид из Меншиковского дворца на залив, исторический ландшафт. Это особо охраняемый визуальный коридор, занесенный в Генплан 2005 г. Есть те, кто готов взять эту территорию под патронаж, об этом публично заявляла губернатору директор ГМЗ «Ораниенбаум-Петергоф на праздновании 300-летия Ораниенбаума.
Сегодня с западной стороны канала расположены складские здания и у Меньшиковского канала практически нет берегов, что противоречит Водному кодексу. Эта территория должна получить статус зоны культурного наследия.

3. СИДОРОВСКИЙ КАНАЛ.

Эта территория имеет историческое значение – в 19 веке на берегу Сидоровского канала были городские купальни, прокаты яхт, лодок для прогулок. На городские деньги в начале 20 века был построен городской театр, который посещали не только местное общество и отдыхающие, сюда приходили специальные «театральные» рейсы пароходов из Петербурга, и такие же «театральные» поезда. На западном берегу Сидоровского канала в советское время был рыбколхоз, но сейчас он прекратил существование и там находится стоянка моторных судов и яхт.
В заливе к востоку от Сидоровского канала в конце 20 века и вплоть до начала 21 века были плавни – залив зарастал оттого, что в его южную часть выходила труба со сточными водами Ломоносова, хотя от запахов город спасали именно плавни, фильтруя и поглощая канализационные стоки.
В середине 2008 начался завоз песка под намыв порта Янтарь. Засыпали песком залив вплоть до выхода сточной трубы, уничтожив природный фильтр – плавни и заросли камыша. Статус территории сейчас такой: «Временный склад песка». Сейчас эта насыпная территория превратилась в спонтанный пляж. Но решение вопроса с очисткой городской канализации необходимо, т.к. стоки загрязняют залив.
Предложения общественности: должно быть развитие рекреационной зоны, для яхтенного спорта, водного спорта, и туризма. Сейчас уже на берегу Сидоровского канала стоит гостиница «Домик у причала», территория облагорожена. И есть небольшая природная территория, поросшая кустарников и деревьями, в том числе ольшаником.

Сейчас существует национальная программа по Балтийскому морю. Одной из ее целей является постройка очистных сооружений вместо открытых неочищенных стоков канализации в залив. Поэтому берега залива у станции Ораниенбаум, включая Сидоровский канал, смогут стать чистой рекреационной зоной. За это выступают и Администрация Петродворцового района, и муниципалитет.

На западе данной территории сохранились исторические склады Когана, частично зеленая зона, также есть исторические ангары школы гидроавиации системы Баданкина постройки 1917 года - единственные, сохранившиеся в России. Прибрежная скоростная дорога, которая предлагается здесь к постройке, заденет часть залива, а, значит, необходимо будет делать насыпи, и тем самым уничтожать исторические ангары. Рядом территория, принадлежащая военным, которые выступают против отчуждения своей территории под частную технологическую дорогу и контейнеровозы порта «Янтарь».

В Ломоносове напротив склада песка на горе устроен пока безымянный городской сквер, построенный к 300 лет Ораниенбаума, там будет установлена стела, посвященная присуждению городу Ораниенбаум- Ломоносов звания «Город воинской славы». Из сквера от стелы должна раскрываться панорама на Кронштадт и залив. А если осуществятся планы постройки нового порта «Янтарь» и скоростной дороги, то этого вида на залив не будет, его закроет стена контейнеров в 5 этажей, как это сейчас можно видеть на аналогичном терминале «Моби Дик» в Кронштадте.

В нижней части города есть другие интересные объекты: Дом культуры – тоже охраняемый объект культурного наследия советской эпохи, культурный центр Ораниенбаума. Недалеко располагается краеведческий музей и единственная оставшаяся улица с деревянной исторической застройкой.

Старые дома в приморской части Ораниенбаума рядом с побережьем тоже имеют свою историю. Один из объектов культурного наследия – Городская электростанция у железнодорожного вокзала и Шлюпочного канала, который тоже придется засыпать. Это исторический памятник.

Все это показывает, что планы сооружения автотрассы для контейнеровозов задевают городские зоны и памятники культурного наследия: центральный сквер со стелой Города воинской славы, вокзал, Городские триумфальные ворота, РДК, Городская электростанция, Шлюпочный канал, Меншиковский канал, Театральный сквер, Пристань, Сидоровский канал.

Общественность, заинтересованные жители южного берега Финского залива хотят видеть своепобережье комфортным, красивым, удобным для обитателей. Во всех странах прибрежные зоны развиваются с учетом рекреационных целей – прокладываются велосипедные дорожки, строятся набережные. Наш берег и с исторической точки зрения, и с позиции социального запроса нуждается именно в таком подходе. И природе надо иметь буферные зоны между промышленными объектами, которых на южном побережье более чем достаточно. Общественное участие в планировании и развитии территорий может внести большой вклад в сохранение природных и культурно-исторических ценностей.

Yandex citirovania