Yandex.Metrica

«Человек на берегу» - новые подходы к сохранению побережья Балтики


Авторы: Мытарева Д., Шауро Т., Сенова О.

Образовательную поездку по Северным странам для изучения опыта экологических решений для сохранения природы побережья Балтийского моря для представителей Северо-запада России провела организация «Друзья Балтики в рамках проекта «Человек на берегу».

Проект «Человек на берегу» направлен на развитие «зеленых» решений в области сохранения прибрежных территорий Балтийского моря и обмен опытом между прибрежными странами. Проект осуществляет организация «Друзья Балтики» при поддержке Совета Министров Северных стран в рамках программы «обмена для поддержки сотрудничества некоммерческих организаций и молодых лидеров России и Северных стран». Участниками поездки были представители общественных организаций, муниципалитетов, охраняемых природных территорий, а также педагоги школ и дополнительного образования.

Первой точкой поездки была встреча с экологической некоммерческой организацией г. Хельсинки Луонто Литто. Встреча проходила в Хельсинском Институте Окружающей среды SYKE. В рамках этого визита Екатерина Лауканнен (волонтер Луонто-Лиитто и сотрудник SYKE) рассказала о деятельности своей организации и работе института.

Прошло обсуждение грядущих мероприятий и новых материалов в рамках проекта трехстороннего сотрудничества России, Эстонии и Финляндии «Год Финского залива 2014» (ГФЗ). ГФЗ включает экопросветительский компонент, который подразумевает активное взаимодействие с образовательными учреждениями, вовлечения молодежи в действия для сохранения природы региона Финского залива и Балтики. Мероприятия и информационные акции направлены на повышение знаний о водных ресурсах нашего региона, биоразнообразии, угрозах природе и об экологических решениях (сайт http://www.gof2014.fi).

Вторым пунктом участники посетили заповедник Куллаберг – это охраняемая природная территория недалеко от шведского города Хоганас, где силами НКО Travel Gate Sweden (http://www.travelgatesweden.se/) и ее главы Бритт-Мари Андрен при поддержке местного муниципалитета были созданы экотропы длинной 17 км и в 2009 г. построен морской информационный центр. В этот центр, который находится на самом пике (на косе) Куллаберга, и на тропу ежегодно приезжают около 500 000 туристов. Дети разного возраста попадают сюда со школьными группами или родителями. В здании морского центра участники образовательной поездки посетили интерактивную выставку, посвященную морской флоре и фауне. Частью выставки является настоящий аквариум, в котором представлено огромное количество обитателей Балтийского моря.

На территории Куллаберга есть места для дайвинга, наблюдения за птицами, скалолазания. Также есть специальные экотропы для дайвинга и снорклинга, где туристы под водой могут найти таблички, описывающие местных обитателей, или интересные факты про Балтийское море. Познать природу этого чудесного места можно с экскурсоводом из числа работников станции или самостоятельно, что, благодаря приложению для мобильного телефона и подробному сайту, также не менее информативно. Через небольшие промежутки на каждой из трех экотроп стоят информационные столбы. На них указан специальный QR-код или символ, который необходимо ввести в мобильное приложение – и тогда на экране мобильного телефона или айфона откроется информацию о той части тропы, где вы в данный момент находитесь, о природных особенностях, этого места и объектах, которые вы видите.

Для детей здесь проводятся интересные мероприятия: ловля крабов, исследования воды, леса и природного биоразнообразия. Одна из самых примечательных активностей - сафари за морскими свиньями. В это уникальное иногда приплывают до 50 особей морских свиней и люди на лодках могут наблюдать их в бинокль или совсем близко от себя. На побережье установлены специальные аппараты, которые улавливают ультразвук, издаваемый этими чудесными животными, и с помощью приложения на телефон можно послушать приближающееся морское млекопитающее.

Куллаберг показал участникам поездки большой спектр возможностей по устойчивому развитию прибрежных территорий и методов информирования населения о ценности морской природы.

Следующей остановкой поездки был город Свенборг в Дании, где участники познакомились с органическим животноводством. Хенрик Бютзе-Рухненстиерне, владелец фермы, член Коалиции Чистая Балтика и преподаватель местного университета, рассказал о том, как животноводство связано с эвтрофикацией Балтийского моря и какими методами этого можно избежать. На его ферме не используются никакие химические удобрения, и на каждую корову приходится по одному гектару земли, в отличие от обычных ферм, где животных держат в маленьких клетках-загонах. Так как ферма Хенрика органическая и никакого загрязнения водных объектов вокруг нее не происходит, государство и Евросоюз платят небольшие дотации владельцу, как экологически «дружелюбному» фермеру.

Несмотря на экономическую мотивацию процент органических ферм не так велик. По словам Хенрика в районе Свенборга всего 5%, а по стране таких ферм 20%.

Хенрик рассказал, что в Дании в 2012 году принят закон, запрещающий использование удобрений ближе 10 метров от воды. Два раза в год на фермы в этом регионе приезжает проверка, чтобы проверить, используются ли химические удобрения, применять которые запрещено полностью или частично, в зависимости от близости территории фермы к водным объектам. Если были обнаружены нарушения, и удобрения попадают в грунтовые воды, то владельцу грозит серьезный штраф. Так, по словам Хенрика, один фермер недавно заплатил штраф в размере 500 000 евро! После таких санкции о дотациях ЕС для нарушителя не может идти и речи.

Очевидно, что такое мясо, выращенное органическим способом, и качественнее и дороже обычного. Цена мяса, производимого Хенриком, примерно в 2 раза выше, чем у выращиваемого с химическими удобрениями.

В Мальмё участники поездки посетили Природную школу, созданную в 1989 году, здесь занимается 2500 учеников. Природная школа Мальмо находится на окраине большой лесной территории, где жители города проводят выходные, бегают, отдыхают с семьями. Школа организована таким образом, что дети могут заниматься в просторных классах, вокруг костра или в лесу. Территория за школой засажена органическими грядками, на ней есть пруд, который дети сделали своими руками, а также ульи с пчелами. Все это сотрудники школы умело используют при работе с детьми. На территории посажена яблоня и организована клумба для бабочек с растениями и цветами, которые их привлекают. Сами сотрудники называют ее «рестораном для бабочек». В самом конце школьного двора стоят ульи с пчелами, на каждом из ульев можно увидеть QR-код, который приведет вас на страницу в интернете с рассказом о пчелах и их жилище. На тропе в лесу, где занимаются дети, организованы информационные стойки, на которых можно увидеть сведения о деревьях и птицах, а также загадку, разгадка к которой находиться на следующей информационной стойке.

На другом конце города Мальмо расположена морская школа под игривым названием «SEA-U», где дети и их родители могут узнать о тех животных и растениях, которые обитают в Балтийском море. Школа состоит из двух зданий: педагогический и музейный центр. Партнеры рассказали про разные методы исследования морской жизни на берегу и провели экскурсию по школе. Здесь дети и взрослые, надев высокие резиновые сапоги или гидрокостюм, могут открыть для себя подводный мир моря. Участники поездки опробовали на себе несколько инструментов исследования: гидрокостюм, резиновые сапоги, подводные бинокли, сачки и т.д. Поймали несколько образцов зообентоса, среди которых оказалась балтийская креветка.

Школа SEA-U финансируется муниципалитетом, но сотрудники обращаются и к грантовой системе из-за нехватки средств на инструментарий. Занятия для детей и взрослых проходят бесплатно.
Такими игровыми методами сотрудники школы привлекают большое количество шведов к получению важной информации о защите балтийского побережья.

Еще одной остановкой путешествия стала природная школа, созданная в 2001 году в г. Нюнесхамн (http://www.nynashamnsnaturskola.se). Это небольшой городок под Стокгольмом, на окраинах которого находится система болот, очищающих сточные воды от остаточных нитратов после очистных сооружений. Течение воды здесь медленное, и с помощью большого количества растений усваиваются остаточные нитраты. Из этой системы болот вода вытекает непосредственно в Балтийское море. Здесь обучаются 6 и 9 классы местных школ. Приезжая на весь день, ребята изучают воду методом биоиндикации. 5 прудов на 5 групп учеников. Они исследуют, какая концентрация нитратов, фосфатов и Ph в воде того или иного болота по зообентосу и/или с помощью реактивов. Таким образом, они объясняют круговорот азота, и как азотфиксирующие бактерии конвертируют его в усваиваемую форму. Это настоящий урок экологии!

По закону муниципалитет имеет право выделять в Балтийское море только 15 мг/литр нитратов. Если концентрация будет превышена хотя бы на 1 мг, то муниципалитет обязан платить большой штраф. На стоке каждую неделю проводит анализы специальная лаборатория.

Также они рассказывают про других важных обитателей Балтийского моря, например, про фукус пузырчатый. Сотрудники природной школы рассказывают, как сложно фукусу прикрепляться к камням, если они покрыты водорослями, рост которых вызван эвтрофикацией. Во время рассказа они используют специальные перчатки-фукусы, что привлекает внимание учеников.

По этой теме в школе разработаны занятия для 6-х классов и для 9-х классов.

Последней остановкой перед возвращением в Россию, был остров Харакка, на котором до 1988 года базировалась военная секретная лаборатория. Сейчас здесь находиться лаборатория воды, выставочные центры, детский сад и природная школа. В одном из зданий можно увидеть аквариумы с морскими обитателями, которые населяют водные окрестности острова.
Весь остров работает от возобновляемых источников энергии. Здесь можно увидеть ветряки, солнечные панели и даже солнечный гриль, на котором можно приготовить еду, используя только солнечную энергию.

В природной школе отводят большой образовательный сектор для орнитологии. Сотрудники школы вместе с детьми изучают местных птиц, используя разные бинокли, пособия и макеты.
Одним из самых запоминающихся моментов на острове Харакка стало посещение образовательного помещения для дошкольников. Здесь дети могут примереть на себя костюмы балянуса, улитки, морского таракана или других обитателей Балтийского моря. Это привлекает внимание детей и активно вовлекает их в образовательный процесс. Тут же дети рисуют этих очаровательных животных и слушают рассказы о морских обитателях.
Из поездки участники получили массу ярких впечатлений и опыт по способам организации различных детских и просто экологических активностей, а также новых практических решений для сохранения прибрежной природы, которые в дальнейшем будут реализованы в России.

25-26 октября состоится финальная конференция по проекту «Человек на берегу», в которой примут участие российские и иностранные специалисты по ООПТ, экологи, представители муниципалитетов, НКО и образовательных учреждений. Цель конференции – распространить успешный опыт и найти пути внедрения зеленых решений по сохранению прибрежных территорий Балтийского моря.
Записаться на конференцию можно по телефону +7-921-744-42-55 или по почте shauro.baltfriends@gmail.com

Yandex citirovania