Yandex.Metrica

Тренинг для школьных экосоветников поможет осуществлению зеленых решений в школах

24-25 октября в С.-Петербурге прошел первый семинар-тренинг для педагогов «Экосоветники в образовательных учреждениях» в рамках российско-финского проекта «Шаг к Экоподдержке». Тренинг собрал около 50 будущих экосоветников, которые во всех направлениях школьной жизни будут учитывать экологические аспекты, информировать учащихся и сотрудников, поддерживать практическое внедрение «зеленых» решений.

Экоподдержка - это модель действий, направленных на продвижение бережного отношения к окружающей среде каждого человека на своем рабочем месте и в повседневной жизни. В С. Петербурге проект «Шаг к экоподдержке» осуществляется Комитетом природопользования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организацией «Друзья Балтики» и ООО Космос в сотрудничестве с унивеситетом города Хельсинки и центром непреревного образования «Палмения» г. Котка.

Экосоветники – это волонтеры, выдвинутые коллективом для учета экологических аспектов в менеджменте школы, офиса или любой другой организации. Школьные экосоветники после обучения на специальном тренинге оказывают консультационную помощь своим коллегам и ученикам, стимулируют их к действиям на благо окружающей среды, для снижения негативного воздействия на окружающую среду через повышение экологической ответственности каждого.

На семинаре участники познакомились с концепцией устойчивого развития, которую представил Алексеев Сергей Владимирович, заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Академии постдипломного педагогического образования. Школа может стать первым «ядром» устойчивого развития, первым шагом к появлению устойчивых районов, устойчивых городов.

Опытом продвижения «зеленых» решений в школах в рамках проекта «Экошкола - Зеленый флаг» поделилась Мадисон Ольга Георгиевна, руководитель проекта. Наиболее успешными стали решения, основанные на детских идеях, и воплощенные в жизнь с помощью учителей и родителей. Например, в сельской школе в Иркутской области дети сделали опрос населения, чтобы узнать, как утепляли дома их бабушки и дедушки. Применив эти идеи, село смогло сэкономить 40% электроэнергии, или 90 тысяч рублей на весь поселок. А в одной из калининградских школ проводиться урок физкультуры на тему изменения климата.

Ольга Николаевна Сенова, руководитель организации «Друзья Балтики», и ее коллеги представили участникам весь спектр возможных экологических решений в школе: снижение энергопотребления, уменьшение количества отходов и правильное обращение с теми отходами, которых не удалось избежать, выбор бытовой химии, экологические приоритеты при выборе транспортных решений, возможности создания и поддержания природных экосистем на школьной территории. Во всех вышеперечисленных сферах существуют простые решения, которыми из-за незнания мы не пользуемся.

Применить полученные знания позволила деловая игра, где участники семинара разделились на команды, каждая из которых представляла собой аналог школьного Экологического совета. Задача команды – выбрать те экологические решения, которые в первую очередь надо осуществить в школе, и найти поддержку для их осуществления как внутри школы, так и у партнеров за пределами школы. Участникам игры были эксперты, которые представляли директора школы, завхоза, родительский комитет, технического консультанта, представителя муниципалитета или другого социального партнера школы.

Проекты команд были самими разными, от замены освещения в классах на более энергоэффективное и экономичное, экономии воды, до организации школьных ярмарок вторичного использования отходов и посадки собственного питомника, который можно использовать для экологического просвещения.

Второй день семинара был полностью посвящен тренингу в области коммуникаций. Это важнейший инструмент экосоветника. Один в поле не воин, поэтому важно создать вокруг себя команду единомышленников, с которыми будет проще внедрять зеленые решения. Несколько интерактивных упражнений помогли участникам понять, как лучше строить взаимодействие с коллегами, как находить союзников, какие ресурсы потребуются нам для создания школьного экосовета, какие шаги нужно предпринять для этого.

Ключевой вопрос: как наиболее эффективно работать с информацией, чтобы она способствовала переходу к экологическим действиям? Сейчас популярно общение по электронной почте, на интернет-форумах, в социальных сетях. Значит ли это, что такие «устаревшие» формы коммуникации как плакат, стенд, листовки и личное общение отошли в прошлое. Интерактивные упражнения тренинга, где опытные педагоги оценивали плюсы и минусы каждого средства коммуникации, показали, что нельзя принять одно решение и использовать один метод, обозначив его как самый лучший. Способ коммуникации зависит от окружения, сообщения, которое мы хотим передать, от результата, который мы ожидаем получить и от самого коммуникатора. В разных случаях для того, чтобы информировать людей (школьников, родителей, сам экосовет) необходимо использовать разные каналы. Для детей может быть интересно вступить в группу в контакте, где весело и понятно будет рассказываться о зеленых решениях, для родителей подойдет личное общение, а для делового общения школьный экосовет может выбрать электронную почту или телефон.

Одной из частей тренинга было упражнение «Машина экоподдержки», где учителям предлагалось понять, какие ресурсы необходимы для того, чтобы претворить идеи в жизнь, что им будет мешать, что им поможет, кто им для этого необходим, а кто будет тормозить процесс и почему.

По результатам тренинга можно было сразу понять, что все настроены решительно и готовы творчески подойти к процессу. И в этом участникам помогут такие средства как интернет сайт проекта http://www.ecoprofi.info/, где вскоре появятся полезные издания в рамках проекта, а также ресурсы организации Друзья Балтики http://baltfriends.ru/, http://spareworld.org/rus/, где также можно найти много полезных материалов.

Опубликован буклет «Экосоветники в образовательных учреждениях» с основными сведениями о проекте и направлениях работы экосоветников в школах.

К тренингу был подготовлен пилотный вариант Руководства для экосоветников, который проходит апробацию и будет доработан и опубликован весной 2014 г.

Yandex citirovania