Yandex.Metrica

Экосоветники: зеленая волна в школах Санкт-Петербурга

Школьные экосоветники, прошедшие тренинг международного проекта «Шаг к экоподдержке», проведенный организацией «Друзья Балтики», представили 18 марта в Петербурге первые результаты внедрения экологических решений в школах. Обмен опытом экосоветников состоялся на семинаре в рамках конференции Академии постдипломного педагогического образования «Экологическое образование – Году Финского залива».

За год проекта опубликован комплект материалов в помощь экосоветникам: буклет «Экосоветники в образовательных учреждениях» и пилотный вариант пособия «Экосоветники в школе. Руководство к деятельности».

По словам Ольги Сеновой, руководителя организации «Друзья Балтики», в этих пособиях очень большое место отводится теме экономного и эффективного использования энергии, рационального обращения с отходами/ресурсами, экологическим аспектам транспортных решений в школе, другим способом снижения воздействия на окружающую среду.

Представитель ведущего партнера проекта, Центра непрерывного образования Палмения университета г. Хельсинки, Санна Кауппи рассказала об опыте финских экосоветников. В Финляндии экосоветники работают в школах, детских садах, домах престарелых и других муниципальных учреждениях, мотивируя людей к действиям для снижения нагрузки на окружающую среду. В Хельсинки работает 720 экосоветников. Их деятельность помогла сэкономить 35% энергии, что соответствует снижению выбросов СО2 на 54 тонны. В 2007-2010 годах потребление бумаги уменьшилось на 26%. В Хельсинки 81% советников уверены, что их коллеги стали сортировать мусор лучше. В 2010 году 9% населения стали меньше использовать автотранспорт. Так было сэкономлено 22 тыс. литров топлива и 52 тонны СО2.

Экосоветники представили результаты первичного экологического обследования образовательных учреждений, поделились результатами первых действий и планами. Энергосбережение – это то поле деятельности экосоветников, где понятны цели (экономия денег и комфорт, а дополнительный бонус – вклад в снижение выбросов парниковых газов от производства излишней энергии). Энергосберегающие лампы поставлены практически во всех учебных заведениях. Многие школы поставили на водопроводные краны аэраторы, снижающие расход воды. В большинстве учебных заведений удалось добиться поддержки от коллектива, руководства и учащихся. Так, в школе № 77, коллектив активно поддержал работу школьного Экосовета и помогает ему осуществлять зеленые решения. По инициативе Авдеевой Анны Викторовны, экосоветника, будет проведена ярмарка ненужных вещей, все средства от продажи которых пойдут на развитие деятельности Экосовета.

Во многих учебных заведениях в Экосовете активно участвуют школьники. Так, в ДДТ «У Вознесенского моста», ребята вместе с педагогами развесили наклейки с напоминаниями «Не забудьте выключить воду/свет», призывая весь коллектив ДДТ экономить ресурсы.
Отходы от живого уголка они используют в качестве удобрения на заднем дворе.

Почти во всех образовательных учреждениях и педагоги и дети с воодушевление м относятся к использованию велосипеда в качестве транспорта. Не во всех районах можно найти безопасный маршрут, но для многих школ это реально. В учебных заведениях, где невозможно разместить парковку для велосипедов, экосоветники добились разрешения оставлять их в холле или под лестницей.

В школе №599 Приморского района школьники и педагоги начали собирать макулатуру, и на вырученные средства купили саженцы, которые вскоре посадят в школьном дворе. Это один из многих примеров, как экономия ресурсов может оказаться выгодной для школы.
Но, чтобы экономить ресурсы, мало просто раздельно собирать мусор, необходимо отказаться от лишнего использования. Например, в школе №97 Выборгского района, школьники буквально «заставили» завхоза вести учет бумаги, тем самым сократив ее использование и стимулировав использование «обороток», когда возможно.

Без исключения все учебные заведения, в которых работают экосоветники, сдают батарейки и энергосберегающие лампы в экобоксы или экомобиль для их последующей утилизации. Знания, которые экосоветники получили в процессе обучения, помогают им найти актуальные сферы внедрения зеленых решений и в школе и в повседневной жизни.

Проблемы, возникаюшие у экосоветников, довольно похожи во многих школах. Например, закупочная система, из-за которой школа отдает приоритет не экологичным, а более дешевым средствам бытовой химии или другим товарам, затрудняет возможность выбора безфосфатных моющих средств или товаров с минимумом упаковки, с органической упаковкой. В результате, возникла потребность изучить систему и понять как работать с ней, учитывая экологичность товара. По словам экосоветника детского сада №69, для этого надо правильно составить техническое задание на закупку.

Пока о количественных результатах говорить рано. Но даже по предварительным вариантам, переход школ на «зеленый» образ жизни, позволит не только сэкономить большое количество ресурсов, таких как энергия и вода, но также показать на личном примере, как можно существенно снизить наше негативное влияние на природу. По итогам семинара, все педагоги получили сертификаты международного образца.

*Экоподдержка - это модель действий, направленных на продвижение бережного отношения к окружающей среде каждого человека на своем рабочем месте и в повседневной жизни. В С. Петербурге проект «Шаг к экоподдержке» осуществляется Комитетом природопользования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организацией «Друзья Балтики» и ООО Космос в сотрудничестве с унивеситетом города Хельсинки и центром непреревного образования «Палмения» г. Котка.

Экосоветники – это волонтеры, выдвинутые коллективом для учета экологических аспектов в менеджменте школы, офиса или любой другой организации. Школьные экосоветники после обучения на специальном тренинге оказывают консультационную помощь своим коллегам и ученикам, стимулируют их к действиям на благо окружающей среды, для снижения негативного воздействия на окружающую среду через повышение экологической ответственности каждого.

Yandex citirovania