Yandex.Metrica

Тренинг для Экосоветников – план действий по энергосбережению в школах

28 октября в Пушкине под Санкт-Петербургом прошел семинар-тренинг по внедрению энерго- и ресурсосбережения в образовательных учреждениях. Тренинг провела организация «Друзья Балтики» в рамках российско-финского проекта "Шаг к экоподдержке" при содействии проекта SPARE. Школьные экосоветники из Петербурга обменялись опытом со специалистами в области практического образования по энергосбережению из всех уголков России и подготовили модельный план энергосбережения для школы.

Семинар проведен организацией «Друзья Балтики» в рамках Всероссийской Конференции Российского Социально-экологического союза по энергетике и климату. Начинающие и опытные петербургские Экосоветники, которые продвигают экологические решения в школьной жизни, на семинаре узнали о национальной программе учета выбросов парниковых газов и о том, как это связано с государственными задачами по энергоэффективности и энергосбережению. Ольга Сенова, председатель организации «Друзья Балтики» и координатор проекта SPARE в России, рассказала что государственная программа по энергоэффективности может быть усилена в регионах за счет поддержки местного бизнеса, инициатив в школах и на предприятиях.

Участники познакомились с опытом энергоэффективной реновации старых зданий - эта проблема актуальна не только для жилых зданий, но и для школ, расположенных в старых и плохо утепленных зданиях.
В ходе проекта «Шаг к Экоподдержке» экосоветники не раз доказали, что снизить свое влияние на окружающую среду можно, сохранив и даже увеличив уровень комфорта жизни, к которому мы привыкли. Для сохранения баланса между человеком и природой, не нужно уходить в пещеры, отращивать бороду и жить при свечах.

Даг Арне Хойстад (Норвежское общество охраны природы) в своей концепции «правильной школы», делает уклон на то, что улучшение климата внутри школы, ведет за собой его улучшение во внешней среде. Практические действия, направленные на улучшение школьного здания: система вентиляции, правильное освещение, техническая оснащенность, напольные и настенные покрытия, - при правильном выборе снижают экослед школы, ее влияние на природу. Последние исследования показали, что улучшение этих факторов ведет к улучшению уровня восприятия школьниками информации и повышению успеваемости.

В Петербурге проекту «Шаг к экоподдержке» и школьным экосоветникам помогает параллельное участие в проекте SPARE. Разработка школьниками проектов по энергосбережению в школе и дома, педагогические разработки практико-ориентированных уроков энергосбережения для конкурса SPARE «Энергия и среда обитания» помогают расширить теоретические знания о простых мерах сбережения энергии и ресурсов. Экосоветник, вооруженный также и опытом SPARE, знает, что и как делать в школе для энерго- и ресурсосбережения, а главное зачем.

Ресурсы проекта SPARE
Ресурсы проекта «Шаг к Экоподдержке»

Экосоветники узнали об опыте проекта SPARE в регионах России. Галина Чан, координатор проекта SPARE в Дальневосточном Федеральном округе, рассказала, как работа проекта позволяет продвигать энергосберегающие решения в жизнь. Авторы проекта по внедрению ВИЭ в школе-интернате г. Владивостока, представили результаты администрации. Вскоре в школе появиться экспериментальный модуль солнечной панели, т.к. экономические выгоды внедрения были просчитаны и оказались выгодными.

Людмила Кошкарева, координатор проекта SPARE в Сибирском Федеральном округе, представила настольную игру «Жизнь без отходов», которая позволяет узнать, как производство товаров влияет на окружающую среду «от колыбели до могилы». В процессе игры участники отвечают на вопросы, двигаются по игровому полю, получают эко бонусы. Игроки получают мотивацию сберегать ресурсы через игровой процесс.

Дарья Мытарева, эксперт организации «Друзья Балтики», представила обзор результатов проекта «Шаг к экоподдержке», рассказала каких успехов удалось добиться Экосоветникам в образовательных учреждениях. Во многих школах заменены лампы накаливания на энергосберегающие, развешены плакаты, призывающие экономить/выключать. Во многих классах используется естественное освещение в дневное время. Школы постепенно переходят на энергоэффективное оборудование (посудомоечные машины в столовую, компьютеры, магнитофоны). Почти во всех учебных заведениях, участвующих в проекте, организован сбор макулатуры несколько раз в год. Для экономии воды в школах починены краны и трубы, поставлены аэраторы.

На семинаре был представлен опыт проведения информационной кампании Российского социально-экологического союза «Энергоэффективность – самая большая электростанция в России». Во многих регионах движущей силой этой кампании стали общественные организации вместе со школами. Людмила Жирина, координатор SPARE в Центральном Федеральном округе, рассказала о том, как кампания «Энергоэффективность – самая большая электростанция России» выступает средством поддержки маломасштабных практических решений в школах и жилых домах. Энергетические бригады с родителями утепляют окна, двери, полы в школе и дома зимой, появилась возможность отказаться от электрообогревателей. Энерго-бригады используют энергоэффективные методы для охлаждения помещений летом в жару. В летних лагерях и походах используют солнце (солнечные экраны и печки) вместо дров для приготовления пищи и для зарядки мобильников. Благодаря вовлечению школьников и их родителей, происходит дальнейшее распространение результатов (соседи, местные жители и чиновники).

Семинар завершился тренингом, в рамках которого школьные экосоветники вместе с экспертами проекта SPARE вместе составили планы по внедрению энергоэффективных мер в школах, разработали стратегию для его реализации. Главный результат разработанного плана:

- Определены причины самых значительных потерь энергии.
- Выделены первоочередные меры, которые можно предпринять самостоятельно – достаточно решения администрации и усилий коллектива – освещение, покупка простых водосберегающих устройств, утепление окон и дверей, закупки энергоэффективного оборудования для классов, лабораторий, мастерских, кухни, и, конечно, поведенческие меры.
- Обозначены проблемы, для решения которых нужна помощь извне – решение администрации района, дополнительное финансирование – это может быть модернизация теплового узла или утепление фасадов здания.

Для решения таких проблем нужен план действий – как подготовить аргументы о проблеме, подготовить предложения о том¸ как решить проблему, убедить органы власти, найти поддержку – старт разработке таких планов был дан на тренинге.

Yandex citirovania