Yandex.Metrica

Как работать с Картами Ценностей

Методические рекомендации

О. Н. Сенова

Создание Карты Ценностей территории - это эффективный метод экологического образования, помогающий человеку осознать тесную взаимосвязь со своей средой обитания и понять, как действовать в своей каждодневной жизни, чтобы эту среду обитания сохранить для себя и для следующих поколений. Создание Карты Ценностей территории помогает детям найти ответ на вопросы: “Что такое Моя Среда Обитания?”, “Что в этой среде обитания наиболее важно для моей жизни, для жизни моих близких?”, “Что я обязательно хочу сохранить для будущего?”, “Какие факторы среды обитания вызывают у меня тревогу?”.

Очевидно, что для природного баланса важен любой «кирпичик» экосистемы - и лес, и река, и трава, и птицы - все это Ценности среды обитания. Но также очевидно, что люди научились не замечать этого в повседневной жизни. Планируя очередной промышленный объект, его авторы, как правило, видят перед собой лишь “контурную карту”, не принимая в расчет тысячи живых организмов, населяющих эту территорию.

Карта Ценностей - это условность, методический прием для привлечения внимания детей, жителей, властей к проблемам территории и совместного поиска путей ее развития не в ущерб всем ее обитателям, соседним территориям, а также будущим поколениям. По существу речь идет о создании на местном уровне системы ценностей, которые обязательно должны быть сохранены. В этом случае мы можем говорить об устойчивом, сбалансированном развитии и так называемой Местной Повестке Дня 21 века. Такой деятельностью может заниматься общественная организация, экологический кружок или группа школьников на летней практике, в летнем походе, экспедиции.

Из опыта работы авторов с детьми и подростками на южном берегу Финского залива сложился следующий алгоритм создания наших Карт Ценностей:


Первым этапом работы может стать обсуждение личных Ценностей, рассказ о том, что для каждого конкретного человека - участника группы - является ценным. Наверное, первый пример такого описания лучше сделать педагогу, чтобы было понятно, как это можно сделать другим участникам. Один из возможных методических приемов - это составление “Списка Ценностей”, когда участники дискуссии сначала составляют в порядке предпочтения список того, что для них важно в их среде обитания, а затем список того, без чего они не могут обойтись. Второй список, как правило, дает истинный ответ.

Следующий этап - выбор группой той территории, которой они будут заниматься. Для того, чтобы сделать этот выбор, необходимо ответить на два вопроса: “Какую территорию мы можем считать жизненно важной для себя средой обитания?” и “О какой территории мы сможем собрать достаточную и достоверную информацию?”. Это должна быть территория, знакомая и любимая будущими авторами Карты Ценностей - где они живут, отдыхают, куда ходят в походы.

Предварительную информацию о природе, истории, культуре, о том, какие Ценности были важны для людей раньше и значимы сегодня, можно получить из краеведческой литературы, старых газет, бесед с местными жителями.

Важнейшие этапы работы над Картой Ценностей - это собственные наблюдения, анализ впечатлений, обмен мнениями о наиболее важных «Ценностях», увиденных в походах, экспедициях, запомнившихся с детства.

Здесь можно повторить прием, использованный при обсуждении личных Ценностей - составление двух приоритетных списков (“что для нас важно” и “без чего мы не можем обойтись”) каждым участником. Совместное обсуждение этих списков и позволит выбрать объекты для нанесения на карту.

Таким образом созданная в локальном регионе Карта Ценностей - это и важный наглядный материал для занятий с детьми и, в то же время, инструмент для взаимодействия со всеми общественными силами, заинтересованными в устойчивом развитии данной территории.

Как видно на схеме, следующим шагом после создания локальной Карты Ценностей может стать развитие сотрудничества с педагогами, детскими эко-группами и общественными организациями других регионов. Особенно интересно взаимодействие с соседними экологически взаимосвязанными регионами, - например, в бассейне реки или залива.

Обмен взглядами на Ценности территории помогает понять, что у большинства людей общие Ценности. Это дает возможность выбрать программу действий, свою Повестку 21 века для сохранения этих Ценностей не только в городке или поселке, но и в целом регионе.

Работа над Картой помогает создать у детей положительный ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ, наполненный конкретными ценностями и как следствие - мотив к социально-активным действиям по сохранению и защите наиболее важных для них Ценностей. Такая деятельность может осуществляться в разных формах - публикация Карты Ценностей в местной прессе, распространение листовок среди жителей, оформление стенда в наиболее посещаемых местах города или поселка, проведение публичных природоохранных акций, взятие особо важных природных объектов под свою общественную защиту или принятия местного закона об особом статусе этой территории.

Подобный опыт есть у общественных организаций “Зеленый Мир” и “Дети Балтики” (защита “Птичьего озера” у бухты Батарейной), в г. Сосновый Бор (создание детского микрозаповедника на окраине города), в пос. Русско-Высоцкое (контроль и охрана родников у пос. Кипень), у других детских экогрупп, обозначенных на Карте Ценностей Южного Берега Финского Залива.

Развитие и наполнение Карты Ценностей новой информацией, новым видением, распространение концепции Ценностей среды обитания - это непрерывный процесс, который может быть основой для программы устойчивого развития территории, Местной Повестки 21 века.

Yandex citirovania