Yandex.Metrica

Участие юннатов Эколого-биологического Центра ДДТ Приморского района в Школьном Энергетическом Проекте

О. И. Лагутенко, Дом детского творчества Приморского района

Мы принимаем участие в программе по энергосбережению первый год, но фактически занимаемся проблемой сбережения природных ресурсов уже очень давно, так как нашему центру уже 21 год.

Приморский район одним из первых в России стал участвовать в международной программе “Повестка на 21 век” (Agenda 21). Наш Центр стал одним из основных ее участников с 1998 года. К этому времени у нас уже был накоплен некоторый опыт по методике проведения занятий по проблеме энергосбережения с детьми. Но, участвуя в этой программе, мы хотели решить дополнительную задачу – донести идеи устойчивого развития и до взрослых, которые в наши кружки не ходят.

Одним из путей такой работы с населением района стало проведение детьми социологических опросов по проблемам энергосбережения и рациональному использованию транспорта. Так же нашим учащимся было предложено проделать практические работы у себя дома, например, “Изучение потребления электроэнергии”. Понятно, что выполнение этой работы не может быть не замечено взрослыми членами семьи.

Кроме своих собственных разработок, которые приводятся в приложениях, мы используем опыт отдела биологии ГДТЮ, а также ДДТ Фрунзенского района.

Например, работа “Исследование состава мусорной корзины”, разработанная ДДТ Приморского района, была предложена участникам движения “Экощит”, членами которого мы являемся. Некоторые идеи для практических работ были взяты из экологической анкеты по международному проекту “Исследователи природы Балтики” (Naturewatch Baltic), в котором мы тоже участвуем.

С 2000 года в нашем Центре появился Клуб натуралистов, одной из целей которого является донесение идей устойчивого развития до детей, которые приходят к нам. Была попытка создать экогруппы среди детей. Опыт работы в этом направлении пока небольшой, и говорить об обобщении результатов ещё рано.

В нашем Центре проходят обучение дети от 6 до 17 лет. Для всех возрастных групп разработаны занятия по экономии воды, электрической энергии, оптимального использования транспорта и проблеме мусора.

Наиболее трудная и важная задача объяснить эти “взрослые” проблемы самым маленьким учащимся. Пример занятий по проблеме экономии воды для дошкольников приводится в приложении.

Обучение ребят в Центре происходит непрерывно, то есть сначала на занятия к нам приводят подготовительные группы детских садов, затем продленные группы младших школьников, а после - школьники среднего и старшего возраста к нам приходят самостоятельно. Таким образом, ребенок может заниматься у нас от дошкольного до старшего школьного возраста. Поэтому к участию в конкурсе они подходят подготовленными.

Для учащихся среднего школьного возраста проводим как теоретические занятия, так и практические. Разработаны практические работы “Изучение потребления электроэнергии”, “Изучение мощности электробытовых приборов”.

На теоретических занятиях демонстрируются видеофильмы “Эколо”, “Нефть”, “Питер использует энергию солнца”, “Супермаркет”, “Вода есть не везде” и др. Эти фильмы с интересом смотрят учащиеся с 3 по 9 класс.

С ребятами совершаем экскурсию по дому творчества и находим места нерационального использования ресурсов (неисправные краны и сливные бачки, непогашенный свет и т.п.). Учащиеся предлагают способы экономии ресурсов, рисуют плакаты и листовки, призывающие экономить электроэнергию, воду и т.д.

После просмотра фильма “Супермаркет” (этот игровой фильм, снятый как раз для школьников, показывает затраты на изготовление различных упаковок товаров, а также раскрывает проблему накопления и утилизации мусора), учащиеся получают задание посетить ближайший магазин и ответить на вопросы анкеты. После заполнения анкеты учащимся предлагают высказаться, оправданы ли затраты энергии, различных материалов и труда людей на производство одноразовой упаковки, которая выбрасывается и создает проблему утилизации бытовых отходов, т.е. дополнительные энергозатраты на их вывоз и переработку. Учащимся предлагается подумать, как решить эту проблему. Что они сами могут сделать для уменьшения количества мусора. Предлагается подсчитать, сколько в год каждый может сэкономить бумаги, алюминия, пластмассы, стекла и прочих материалов, сколько может сэкономить, в среднем, один дом, школа, класс.

На одном из занятий проводится практическая работа “Исследование упаковки товара”. Основная направленность этой работы – выявить упаковки, при переработке или производстве которых образу-ются вредные вещества. А также обращается внимание, откуда прибыл товар, т.е. на энерго-затраты по его доставке. Предлагается задумывать-ся об этом, делая покупку, и отдавать предпочтение местной продукции.

Старшеклассники и наиболее подготовленные учащиеся среднего школьного возраста проводят социологические опросы населения. Несмотря на кажущуюся простоту работы, необходима особая подготовка ребят. Надо объяснить, что опрос проводится добровольно и анонимно. При этом опрашиваемые должны выбираться случайным образом.

Детей, которые будут проводить опрос, готовят к тому, что многие люди могут не захотеть общаться с ними или у них может не быть времени и ребятам не следует на это обижаться. Так же они не должны показывать своего отношения к отвечающим. Им следует быть равно вежливыми со всеми при любых вариантах ответа, в том числе при проявлении агрессивного настроения по отношению ним.

Те ребята, которые занимается подобными опросами, со временем начинают разбираться в людях и подходить к тем, кто готов ответить на их вопросы. Удобно иметь ксерокопию стандартной анкеты и заносить ответы методом конверта, ставя точку или черточку напротив подходящего варианта ответа. При записи ответов на вопросы, на которые нет готовых вариантов ответа, удобно иметь приколотый скрепкой чистый лист бумаги с номером вопроса – записывать данные ответы, затем подсчитывать процент сходных ответов. Используя разный цвет ручек для школьников и взрослых, при подсчете процента ответов можно узнать, какое количество детей и взрослых ответили тем или иным образом. По окончании анкетирования подсчитывается процент ответов по каждой позиции для взрослых, школьников и населения в целом.

Проводя социологические опросы населения, учащиеся с одной стороны занимаются экологическим просвещением населения, с другой – получают навыки исследовательской работы и умение общаться с людьми.

Таким образом, все учащиеся в зависимости от возраста и уровня подготовки занимаются той или иной работой по энергосбережению. А тема эта очень широка и многопланова и дает возможность затронуть практически любые аспекты природоохранной деятельности.

Контактная информация:

Почтовый адрес: 197349, Санкт-Петербург, Пр. Авиаконструкторов, д. 35, к. 2, Дом детского творчества Приморского района, Эколого-биологический Центр Телефон раб. (812) 3073431; Факс (812) 3075588.
[hr]

Приложение

Занятия по теме “Вода” для дошкольного и младшего школьного возраста.

Советы по подготовительному периоду

На тему «Вода» отводится два занятия по 2 часа (1 час академический час у дошкольников равен 35 в обычных группах и 30 минут у ослабленных детей). Мы традиционно проводим сдвоенные занятия по 70 или 60 минут в зависимости от группы, т.к. это оптимальное время, за которое можно и дать теоретическую часть и понаблюдать за живыми объектами. Так как весь ход занятий строится на разнообразных игровых моментах, в том числе мы стараемся, по возможности, (учитывая особенности помещения) вводить подвижные игры. Все это дает возможность не перегружать детей, а проводить занятие весело и непринужденно.

Обязательно проводится физкультминутка или в виде подвижной игры или педагог предлагает детям подражать движениям каких-либо животных, подходящих по теме занятия. Можно переделывать известные детям игры, используя героев по теме занятия. Например, при проведении занятия по теме “Вода” известную игру «Кошки-мышки» можно назвать «Выдра и рыбки», в теме «Лес» эта же игра может называться «Лиса и мышки», «Зайчики и лиса».

На занятиях проводится минута релаксации, где под звуки природы детям предлагают представить саму природу, а затем рассказать о своих ощущениях. Очень важно создать психологическую атмосферу доверия и взаимного уважения, не позволять детям надсмехаться над товарищами, учить уважать чужое мнение.

Очень важно, чтобы педагог мог почувствовать, в какой именно момент необходимо дать детям разрядку, сменить форму их деятельности. Поэтому ход занятия можно и нужно менять и сокращать в зависимости от возможностей, потребностей и состояния конкретных детей.

Необходимо стремиться, чтобы на занятиях было как можно больше игровых моментов. Например, при разгадывании загадок, каждая загадка пишется на отдельной капельке, вырезанной из картона, и кладется в игрушечное ведерко. Дети вынимают загадки, а педагог их читает.

В силу богатства нашего живого уголка, мы можем демонстрировать детям поведение самых разных животных. Понятно, что показать купание гуся или утки могут немногие. В таком случае можно ограничиться наблюдением за купающейся канарейкой или попугайчиком, которые есть в большинстве детских садов, показать аквариумы с рыбками. Если и этого нет – можно имитировать купание животных на игрушках.

Очень важно для проведения занятий по курсу «Начальное экологическое образование» постоянное сотрудничество с воспитателями, другими сотрудниками ДДУ и родителями. В противном случае если ребенок не будет иметь постоянный пример разумного отношения к природе, ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к природе будет постепенно ослабевать. Для этого приходится заниматься просветительской работой с родителями, а иногда и с воспитателями. Чтобы привлечь родителей к совместным делам можно задать, например, домашнюю работу (в данном случае нарисовать рисунок). Родителей надо попросить помочь ребенку.

Таким образом, при выполнении изложенных условий, экологическое образование дошкольников открывает широкие возможности для экологического просвещения населения в целом.

Список литературы:

1 Малыгина А.С., Игры и загадки на уроках природоведения, СПб, издательство Ленинградского областного института усовершенствования учителей, 1995.
2 Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми, Минск, «Асар», 1996.
3 Николаева С.Н., Юный эколог, М., Мозаика-синтез, 2001
4 Радкевич В.А., Экология, Минск, Вышэйшая школа, 1977
5 Экогруппа, СПб, Принтлайн, 1999.

Yandex citirovania