Yandex.Metrica

Детский энергетический проект с точки зрения рядового педагога дополнительного образования

Е. А. Савелова, ДТЮ г. Павловск

Меня зовут Елена Савёлова. Я педагог дополнительного образования в Доме Творчества Юных города Павловска. Лет пять назад на ДТЮ пришла разработка по проекту “Загрязнение воздуха” из Мурманской экологической организации “Гея”. Нас это заинтересовало, мы отослали результаты своих наблюдений. Затем нам предложили участвовать в международном проекте “ШПИРЭ”. В нашем архиве сохранились даже методические пособия на английском языке по этому проекту. Проект стал развиваться, появились брошюры на русском, расширилась география участников проекта.

Сейчас в библиотеке экологического отдела ДТЮ насчитывается около десятка печатных изданий по
проблеме сохранения и рационального использования энергии и ресурсов, а также об альтернативных способах получения энергии. Наши педагоги своей целью ставят не только теоретическую подготовку учащихся в области экологического образования, но и экологическое просвещение и воспитание как самих учащихся, так и их родных и близких.

Детский энергетический проект позволил осуществить эти замыслы и объединить разные поколения при выполнении тех или иных заданий. Наиболее активными, на наш взгляд, являются учащиеся 7-9 классов, ибо в этом возрасте у детей возрастает потребность в самореализации, они стремятся занять в мире взрослых свою экологическую нишу. Самым лучшим результатом нашей работы будет заинтересованность и активность учащихся в деле сохранения здоровой окружающей среды.

Три года назад наши ученики впервые приняли участие в итоговой конференции по проблемам рационального использования и сбережения энергии и ресурсов во всех их проявлениях – тепло, вода, электроэнергия. На суд жюри были представлены результаты социо-логического опроса жителей Павловска. Им предлагалось высказать своё мнение относитель-но запасов воды, энергоносителей, предложить способы экономии электроэнергии, природных ресурсов, проанализировать своё энергопотребление с точки зрения человека, заинтересованного в сохранении жизни на Земле.

В начале работы над проектом мы старались привлечь внимание учащихся, их родителей, соседей и простых горожан к необходимости разумного потребления природных ресурсов. Следующие два года были посвящены изучению источников теплоснабжения Павловска и качеству обслуживания населения. На карту города были нанесены все котельные с указанием используемого топлива.

К большому сожалению, в Павловске оказалось большое число котельных, работающих на угле. Многие из них расположены в местах скопления людей: на вокзале, в непосредственной близости от школ, на территории детских садиков. Пугает равнодушие обывателей к этому прискорбному факту – даже заведующие детскими садиками не бьют тревогу по этому поводу, а операторы котельных в большинстве случаев просто не компетентны в вопросах качества топлива и не знакомы с составом продуктов сгорания различных видов топлива.

Это говорит о недостаточной информированности населения о качестве окружающей среды, возможных источниках загрязнения и путях изменения ситуации в сторону оздоровления среды обитания.

Были выявлены потери энергии по пути следования к потребителям – отсутствие снега и зеленоватая травка даже при 8 – 10-ти градусном морозе недвусмысленно указывала на места прохождения теплотрасс. Сразу же напрашивается вывод о перерасходе топлива, необоснованном излишнем загрязнении атмосферы не только продуктами сгорания, но и теплом. Юных павловчан заинтересовало отношение населения к качеству поставляемых услуг.

Оказалось, что большинство жителей Павловска не удовлетворены сроками отопительного сезона – подключение осуществляется, когда на улице уже слишком холодно, а отключение дотягивают до весенних жарких дней. В результате идет перерасход энергии не только из-за того, что весной приходится держать открытыми окна, но и при использовании для обогрева квартир газовых плит и электрообогревателей. Причиной такого нерационального подхода к проблеме отопления является централизованное управление топливно-энергетическим комплексом Санкт-Петербурга – начало и окончание отопительного сезона регламентируется указаниями свыше, часто без учёта конкретных климатических условий.

Проведённая работа позволила учащимся сделать выводы о необходимости развития небольших автономных источников теплоснабжения, работающих преимущественно на экологически чистом топливе. С педагогической точки зрения подобные исследования позволяют учащимся формировать активную жизненную позицию, необходимую в их дальнейшей жизни, и учиться принимать локальные решения, мысля при этом глобально.

В настоящее время учащиеся исследуют свои квартиры и стараются найти скрытые резервы экономии электроэнергии, тепла и воды. В планах – инвентаризация жилищного фонда Павловска и выявление фактов бесхозяйственности, приводящей к потерям энергии и ресурсов. Требуют детального изучения и школы, ибо только каждодневное требовательное отношение к себе, оценка своих потребностей и возможностей будет способствовать формированию нового, экологически грамотного и разумного поколения, которое сможет соразмерить свои желания с ресурсами планеты.

Необходимо отметить, что учащиеся с пониманием и желанием откликаются на предложения участвовать в проекте, сами продумывают план действий и составляют вопросы для анкетирования. Проблемы возникают лишь со взрослыми, которые порой не хотят, а часто просто не готовы отвечать на детские взрослые вопросы. Но мы не опускаем руки, ибо проблемы, которые решаются в ходе реализации проекта, насущны, актуальны и очень своевременны. Мы, люди, должны остановиться и задуматься, всё ли мы делаем для того, чтобы не стать последним поколением на планете Земля.

Повод для оптимизма есть – всё больше и больше школьников со своими педагогами и родителями подключаются к проекту.

На одной из встреч, посвящённых Детскому Энергетическому Проекту, я познакомилась с координатором Кольского экологического информационного центра “Гея” Г. А. Хоревой. Энтузиазму и активности этой умной и целеустремлённой женщины не стыдно позавидовать белой завистью. Я ей очень благодарна за предоставленные информационные и методические материалы, а также за удивительный рассказ о той работе, которая проводится в рамках проекта в школах Мурманска и области. Многое из опыта её работы мы постараемся повторить в Павловске – это и совместная деятельность учащихся с родителями при анализе энергопотребления в семье, и активное внедрение счетчиков на воду и тепло с учетом их рентабельности и сроков окупаемости, и призыв к установке новых энергосберегающих электроприборов, в частности, лампочек. Особенно порадовало меня понимание властными структурами Мурманска проблем, которые затрагиваются и начинают решаться детьми в ходе участия в проекте.

Право, есть чему поучиться всем нам.

Yandex citirovania