Yandex.Metrica

Энергосоветники в образовательных учреждениях помогут снижать выбросы парниковых газов

1-2 октября в Санкт-Петербурге прошел семинар-тренинг для энергосоветников – волонтеров-энтузиастов которые будут продвигать энергоэффективные решения в своих образовательных учреждениях, способствовать экономии энергии, созданию школьных климатических планов и реализации решений для снижения выбросов парниковых газов.

Семинар-тренинг прошел в рамках межрегиональной конференции «Эко-школы/Зеленый Флаг» и семинара «Разработка и внедрение мер, направленных на снижение техногенного воздействия на климат и адаптацию к негативным последствиям изменения климата» и. Его организовали АНЭО «Друзья Балтики» и Российский социально-экологический союз при поддержке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства С.Петербурга, ГГУП СФ «Минерал», Норвежского общества охраны природы, общественной организации «С.Петербург за экологию Балтики», СПбГБУ «Центр энергосбережения» при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению Правительства С.Петербурга, С.Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и Федерации экологического образования Санкт-Петербурга.

Появления понятия «Энергосоветник» стало логичным продолжением деятельности экологических советников и работы Экологических Советов в школах - участников программы ШПИРЭ (Школьный проект рационального использования ресурсов и энергии) и международной программы «Эко-школы/Зеленый Флаг». Миссия энергосоветников становится еще более актуальной в связи с международным соглашением по климату и национальными задачами снижать выбросы парниковых газов – в значительной степени за счет эффективного и экономного использования энергии в зданиях, в организациях, в быту.

На семинаре представитель Санкт-Петербургского Центра энергосбережения Ксения Карпова рассказала о проекте «Энергосоветник Санкт-Петербурга» по созданию и поддержке энергосоветников в городских организациях. В проект будут вовлечены 23140 многоквартирных домов, 2800 объектов бюджетной сферы, 740 крупных и средних предприятий. Энергосоветники пройдут обучение, получат сертификаты, и станут главными консультантами по реализации энергоэффективных и энергосберегающих решений. Как правило, это энергоменеджер, ответственный за рациональное использование энергии в организации, за энергосервисные контракты. Но где-то, например, в жилом доме или в школе, энергосоветником может стать грамотный энтузиаст – и тем самым улучшить энергоменеджмент, помочь улучшить комфорт и сэкономить средства на оплате энергоресурсов.
Ольга Сенова, руководитель организации «Друзья Балтики», представила опыт экологических советников в Санкт-Петербурге, успехи внедрения энергоэффективных решений в школах, материалы в помощь энергосоветнику (это может быть тот же самый школьный экосоветник, но реализующий конкретные цели повышения энероэффективности своего образовательного учреждения). В помощь энергосоветникам есть выставка «Энергоэффективное здание» и брошюра с комментариями, а также дистанционный курс «Энергоэффективное здание».

Екатерина Успенская, эксперт Климатического секретариата РСоЭС, рассказала о глобальной проблеме изменения климата, о его последствиях на территории России и о мировых тенденциях климатических действий в области адаптации и снижения выбросов парниковых газов. РСоЭС распространяет просветительские материалы о климатических действиях для граждан и для лиц, принимающих решения. Совместно с проектом ШПИРЭ эксперты Климатического секретариата РСоЭС помогают разработать Климатический план школы как модель климатических действий, в первую очередь приоритетных мер снижения выбросов парниковых газов за счет энергоэфффективности.

Елена Гретчина, со-координатор программы ШПИРЭ в России, познакомила участников с лучшими проектами школьников прошлых лет, участвующими во всероссийском конкурсе «Энергия и среда обитания». Среди них практические и теоретические работы по теме энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемой энергетики, например, реальный проект энергоэффективного ремонта комнаты подростка, проекты по созданию маломощных альтернативных источников энергии из подручных средств (солнечная панель из использованных CD-дисков), проекты создания реальных малых биогазовых установок. Во всех подобных проектах производится расчет снижения выбросов парниковых газов. Также всегда популярны остаются информационные проекты – буклеты, плакаты, видео-фильмы. В прошлом году в Санкт-Петербургском этапе конкурса ШПИРЭ победил проект аудиосказки «Мойдодыр на новый лад – это счетчик киловатт», где весело и доступно рассказывается о доступных методах энергосбережения и почему они важны. Отдельная категория работ – это педагогические разработки – интерактивные занятия («Международные климатические соглашения»), дидактические игры («Экодом»), школьные акции, учебные пособия и т.д. И уже второй год новое направление конкурса – создание климатических планов школы. Любая школа может предоставить свой климатический план на конкурс.



На тренинге была развернута выставка по энергоэффективности зданий и информационные станции по изменению климата, энергосбережению и отходам-ресурсам. После знакомства с климатическими последствиями и действиями, простыми мерами энергосбережения и наиболее эффективными путями сбережения ресурсов был организован коммуникационный тренинг. Даже если энергосоветник хорошо знает, что именно надо сделать в школе, то ему остается самое трудное – убедить коллектив, администрацию, учеников, мотивировать их к действиям.



В коммуникационном тренинге педагоги учились убеждать собеседника в необходимости энергосбережения (упражнение «Убедить в лифте а 30 секунд), выбирали наиболее эффективные каналы коммуникации (например, личные беседы, демонстрационные материалы, веб-ресурсы и соцсети и многое другое), анализировали что помогает и что мешает работе энергосоветника, как преодолевать барьеры и добиваться результата (упражнение «Машина поддержки»).


Итогом тренинга стало интерактивное упражнение «Три шага», где каждый участник выбрал для себя наиболее приоритетные три первых действия в школе на посту энергосоветника. Большинство педагогов в качестве первых шагов выбрали информирование всего коллектива о необходимости и возможностях энергосбережения, разговор с администрацией, проведение своего первичного энергоаудита, создание (или пополнение энергоэкспертами) Экосовета.



Завершающий этап тренинга – групповая работа по созданию модельного климатического плана школы. Участники выбрали в качестве объектов для разработки планов климатических действий свои реальные школы или прочие учебные заведения и постарались понять, как их объект влияет на климат посредством использования энергии и ресурсов, и как влияет – если влияет – изменение климата на их объект. Некоторые постарались рассмотреть максимальное количество разных воздействий – перетоп, использование старого энергонеэффективного оборудования, образование отходов и т.д. Некоторые решили сконцентрировать свои усилия на 1-2 главных воздействиях и разработали поэтапные планы снижения использования тепловой энергии в школе и, тем самым, создания более здоровой и комфортной атмосферы в школе. Другие обратили больше внимания на меры по приоритизации климатически-дружественных закупок и обращении с отходами – для экономии ресурсов и косвенном снижении выбросов парниковых газов засчет экономии энергии, потраченной на производство этих ресурсов. Адаптация школ к негативным последствиям изменения климата – новая задача, не вполне еще очевидная многим педагогам – но в процессе тренинга многие осознали, что при разработке климатических планов очень важно иметь в виду обе части климатических действий – как превентивные (по снижению выбросов), так и адаптационные, чтобы быть в состоянии поддерживать здоровую и безопасную среду на местном уровне и уровне отдельных учреждений.


Участники поделились опытом, проблемами и планами климатических действий. Условия у всех очень разные, поэтому и точки приложения сил тоже различны. Например, сельская школа в Ярославской области отапливается углем, но в помещении холодно, надо искать утечки тепла. И есть план перехода на древесное топливо. Есть 50 га заросших полей, которые надо очистить от поросли – утилизация поросли на дрова – вполне экологичное решение. В планах установка энергоэффективных печей с сандвич-трубами, утепление окон и дверей и капремонт стен. Петербургская школа № 395 создает условия для того, чтобы дети могли приезжать в школу на велосипедах и самокатах, отмечает День без транспорта. Многие школы организуют или планируют раздельный сбор, избавляются от одноразовых стаканчиков. Замена освещения на самое энергоэффективное дает самые легко измеримые результаты. Например, замена люминесцентных ламп светодиодными дала одной из школ Санкт-Петербурга экономию 1000 кВт*ч за месяц.
Климатические планы реальных школ, детсадов и учреждений дополнительного образования могут стать участниками всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания» 2018-2019 учебного года.

Yandex citirovania