Yandex.Metrica

Упражнения 45, 47

Упражнение 45. Пронизывающее дыхание

Этот простой процесс помогает нам справляться с неприятной информацией, не прибегая при этом к помощи защитных механизмов и не отторгая ее. Это - адаптация древней медитации для развития чувства сострадания. Ниже показано, как применять его на семинаре:

Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на своем дыхании... Представьте себе зрительный образ своего дыхания в виде потока, который проходит через Ваш нос, проходит по трахее и опускается в легкие. Пропустите его через легкие и проделав отверстие в сердце, представьте его проходящим через это отверстие в Вашем сердце наружу, где он соединяется с паутиной жизни более высокого порядка, окружающей Вас. Представьте свое дыхание, когда оно проходит через Вас, как одну из петель этой паутины, что соединяет Вас с ней ... продолжайте дышать.

А теперь откройте свое сознание для страдания, которое есть в этом мире. А сейчас отбросьте все защитные механизмы и откройтесь знанию об этом страдании... Пусть оно входит в Вас в возможно более конкретном виде... в виде образов людей в боли и нужде, в страхе и изоляции, в тюрьмах, больницах, под арестом, в концлагерях ... Нет необходимости напрягаться под действием этих образов, они предоставлены Вам благодаря нашему взаимопроникающему сосуществованию. Расслабьтесь и дайте им всплыть, вдохните их ... огромную и беспредельную боль людей, а также наших братьев и сестер из животного мира, плавающих в морях и населяющих воздух нашей общей планеты ... Вдохните в себя весь этот ужас как темный поток, через нос, по трахее в легкие, потом пропустите его через свое сердце и выдохните его во всемирную сеть... Вам не надо ничего делать сейчас, просто пропустите это все через свое сердце... Продолжайте дышать... Удостоверьтесь, что этот поток проходит через Вас снова и снова, не поддавайтесь страху. Передайте его сейчас целебным ресурсам большой паутины жизни...

Вслед за святым Шантидева мы можем сейчас сказать: "Пусть все печали вызревают во мне". Мы помогаем им вызревать, пропуская их через наши сердца... мы делаем питательный компост из всего этого ужаса... так что мы можем многому научиться благодаря этому, расширяя наше общее коллективное знание... Если Вы чувствуете боль в груди, у Вас давит грудную клетку, то все в порядке. Открытое сердце может вместить всю Вселенную. Ваше сердце бесконечно велико, доверьтесь ему. Продолжайте дышать.

При помощи этой медитации можно познакомиться с пронизывающим дыханием, которое, если пережить его однажды, становится весьма полезным подспорьем в нашей обыденной жизни, когда мы сталкиваемся с болезненной информацией. Вместо того, чтобы мобилизовать себя против плохих новостей, с помощью пронизывающего дыхания мы используем их для укрепления своего ощущения принадлежности к паутине жизни более высокого порядка. Это помогает нам оставаться деятельными и открытыми, читаем ли мы газету, критикуют ли нас или присутствуем мы при страданиях другого человека.

Для активистов, работающих для пользы мира и справедливости (которые ближе всех сталкиваются с ужасами нашего времени), эта практика будет защитой от самосжигания. Напоминая нам о коллективной природе как наших проблем, так и нашей силы, эта практика предлагает лекарство от унижений. Она может спасти нас и от самодовольства. Принимая на себя боль мира, как цену нашего неравнодушия мы можем использовать ее как информацию для наших действий, без необходимости делать это наказанием для других, кто в настоящее время меньше вовлечен в эти процессы. Как говорится в песне, которую сочинили на одном из моих семинаров, - "когда печаль кажется слишком сильной, достаточно пронизывающе подышать, - и мы рядом".

Упражнение 47. Учимся видеть друг друга

Это упражнение берет свое начало в Буддийской практике) известной под названием Брахмавихарас (или - четыре вместилища Будды, которыми являются доброжелательность, сострадание, радость за радость других и беспристрастие). Адаптированное для социального контекста, оно помогает нам увидеть друг друга в более правдивом свете и ощутить глубину нашей взаимосвязанности.

Я предлагаю это упражнение на семинарах как управляемую медитацию, когда участники сидят попарно лицом друг к другу. По окончании я рекомендую участникам продолжать использовать это упражнение (любую часть его, как они пожелают) в их делах и в их повседневной жизни. Это превосходное противоядие от скуки, когда наш разум простаивает и наш взгляд падает на другого человека, скажем в метро или в очереди в кассу. Простой сменяется очарованием открытия. Это полезно также и в тех случаях, когда мы сталкиваемся с людьми, которых недолюбливаем или не уважаем, поскольку при этом рушатся наши привычные взгляды на них. При использовании подобного рода упражнений-медитаций, естественно, никто не смотрит долго и глубоко в глаза другого человека, как это бывает при управляемом упражнении. Достаточно мимолетного взгляда, простого обмена взглядами при покупке марок или зубной пасты, достаточно, иначе говоря, любого случая, который позволяет нам проникнуть в другого Человека.

Управляемая, групповая форма выглядит примерно так:

Сядьте попарно. Посмотрите друг на друга. Соблюдайте молчание. Сделайте пару глубоких вздохов, сосредоточьтесь и сбросьте напряжение. Посмотрите в глаза друг друга. Если Вы ощущаете неудобство, если Вам хочется рассмеяться или отвести взгляд, просто отметьте этот раздражитель, соблюдая спокойствие и терпение, и снова посмотрите в глаза партнера, когда будете в порядке. Вполне возможно, что Вы никогда больше не встретитесь с этим человеком: сейчас Вам представляется возможность осознать уникальность этого конкретного человека. Когда Вы смотрите в его глаза, попробуйте понять, какие силы таятся перед Вами... Попробуйте осознать таланты и сильные стороны, потенциальные возможности этого человека... За этими глазами кроются неисчислимые резервы достоинств и выдержки, ума и мудрости. Перед Вами таланты, о которых этот человек даже не подозревает. Подумайте, что эти скрытые силы могут сделать, чтобы исцелить нашу планету и улучшить нашу общую жизнь... Когда Вы думаете об этом, попробуйте распознать свое желание этому человеку освободиться от страха... Попробуйте ощутить, насколько сильно Вы хотите, чтобы этот человек был свободен от ненависти... свободен от злобы... свободен от печали... и от всех источников страдания... Осознайте: то, что Вы сейчас ощущаете, является великой доброжелательностью... Это хорошо для построения мира.

А сейчас, когда Вы смотрите в эти глаза, попробуйте увидеть таящуюся в них боль. Печаль, которая накопилась на долгом жизненном пути... Там неудачи и потери, невысказанные печали, и разочарования... Попробуйте открыть себя им, открыться этой боли... этим горестям, которые человек, возможно, никогда не делил с другими... То, что Вы сейчас переживаете - это великое сострадание. Это хорошо для исцеления мира.

А сейчас, когда Вы смотрите в эти глаза, откройтесь мысли о том, как хорошо было бы иметь нечто общее с этим человеком... Представьте себе, насколько Вы готовы работать вместе... вместе рисковать в общем деле... Представьте себе энтузиазм по этому поводу, представьте возбужденный смех при осуществлении совместного проекта... при серьезной работе и полном доверии друг к другу... Когда Вы открываетесь этим возможностям, Вы открываете великое сокровище: удовольствие в силе других, радость за радость другого человека. Ну и наконец, позвольте своему сознанию проникнуть в самые глубокие Ваши глубины, опускаясь, как камень, ниже уровня, где слова или поступки могут что-то выразить... Дышите глубоко и спокойно... Откройте свое сознание глубинной паутине взаимоотношений, которая поддерживает и переплетает все знание, весь опыт... Это паутина жизни, в которой Вы получили своё бытие и которую Вы поддерживаете... благодаря этой паутине Вы не можете упасть... никакая глупость, никакая неудача, никакие личные недостатки не смогут вырвать Вас из этой живой паутины, поскольку это то, что Вы есть... это то, что дает Вам Ваше бытие... почувствуйте успокоение от этого знания. Ощутите великий мир... обопритесь об него... Из этого великого мира мы можем сделать все. Мы можем верить. Мы можем действовать.

Эта медитация в форме, приведенной здесь, была впервые применена на конференции по мировому развитию в Голландии. Среди 35 присутствующих было двое мужчин: один из них - профессор из Германии, а второй - голландский фермер, который воевал против нацистов во время Второй Мировой Войны. Ранее на конференции они высказывали противоположные точки зрения по поводу доклада делегации Китая и вступив, таким образом в конфликт, перестали разговаривать друг с другом. К своему взаимному ужасу они оказались партнерами на управляемом упражнении по медитации. На следующее утро я проходила по залу пленарных заседаний и обнаружила их сидящими рядом в обнимку и изучающими повестку дня. Увидев меня, фермер из Голландии вскочил и подошел ко мне - "Я должен рассказать Вам, - сказал он, - что произошло вчера вечером". Сначала, рассказывал он, - когда меня и этого немца попросили посмотреть друг другу в глаза, перед каждым из нас как будто возникла стена противодействия, как между двумя мальчишками, которые играют в гляделки. Как железный занавес, она разделяла нас, когда нас попросили увидеть достоинства друг друга. Но когда нас попросили принять на себя боль другого человека и его старые обиды, переживаемые с детства, эта стена рухнула. Наши глаза, или что-то за нашими глазами соединилось. Примерно так (Он свел пальцы вместе). Очень хорошо, что мы не должны были ничего говорить, что могут сказать слова? После этого мы поняли, что сможем работать вместе. Это самое большее что мы должны сделать".

В этом упражнении мы осознаем, что вовсе не обязательно быть особо благородным или святым, чтобы пробудить в себе силу нашего единства с другими живыми существами. В наше время это осознание - единственный подарок, который нам принесла Бомба. При всем ее ужасе и нелепости Бомба является также и наглядным проявлением глубокой духовной правды - правды о том аде, который мы создали сами для себя, когда перестали учиться любить. Святые, мистики и пророки во все века знали этот закон, сейчас все могут видеть его и никто не ускользнет от его последствий.

Для нас рассматривать Бомбу (или умирающие моря, или отравленный воздух) как чудовищную несправедливость может означать, что мы никогда не принимали всерьез завет любви. Вероятно, мы предполагали, что духовные учения предназначены только для святых. Но сейчас мы видим, как страшное откровение, что от нас всех требуется быть святыми, не обязательно добрыми или благочестивыми, или набожными, но святыми в смысле всего лишь любви друг к другу.

Именно в этом мы можем найти опору. Даже среди неопределенности и страха, при всей нашей усталости и наших ошибках мы можем внести эту работу в нашу жизнь и пронести ее через нашу жизнь. Даже те простые упражнения, которые мы предлагаем, могут помочь нам в этом и мы начнем смотреть на себя и на других новым взглядом.

Позвольте мне завершить тем же пожеланием, которым я заканчиваю семинары. В практике, которая следует за более ранней медитацией смерти, мы осознаем, что человек, встреченный нами, может погибнуть в ядерной войне. Посмотрите на человека, который перед Вами. Это может быть кто угодно (любовник, ребенок, сотрудник, почтальон...) или Ваше собственное лицо в зеркале. Посмотрите на это лицо, осознавая, что:

Человек, который передо мной, может принести пользу, спасая нас от ядерной войны. Этот человек обладает талантами, которые помогут излечить нашу планету. В нем/ней сосредоточены силы, которые пойдут на пользу всем живым существам.

Yandex citirovania