Yandex.Metrica

Южный берег Финского залива – лебеди не прилетели!

14 мая Друзья Балтики совместно с Центром экспертиз Эком при поддержке МО город Ломоносов провели деловую автобусную экскурсию, посвященную природным ценностям южного берега Финского залива. Фокус экскурсии - те кусочки побережья, где есть перспективы для сохранения природных зон, но пока нет достаточных решений и режимов, которые обеспечивают их сохранность.

Участники экскурсии – три стороны, чьи интересы обычно сталкиваются, когда речь заходит о застройке территорий и охране природы – власть, местные жители и эксперты-экологи. Один из ведущих экскурсии Александр Семенович Карпов, директор центра ЭКОМ (центр экспертиз ЭКОМ занимается защитой экологических прав граждан) объяснил участникам, что зеленая зона пригорода постоянно сжимается и если ее не «резервировать», т.е. придавать ей охранный статус, она так и будет уменьшаться, осваиваться под новое строительство. К сожалению, наши «бескрайние российские просторы» отнюдь не бескрайние, и сейчас как раз то время, когда необходимо работать в направлении ужесточения природоохранного законодательства. К 2015 году будет утвержден генплан города и территориальное планирование Ленинградской области, и сейчас самое время проинспектировать природные территории, которые еще можно сохранить.
Первой остановкой экскурсии была река Стрелка. В нижнем течении реки один из ее рукавов питает систему гидротехнических сооружений Константиновского Дворца, на другом еще в Петровское время поставлена подпорная плотина для создания Орловского пруда. Плотина закрыла дорогу на нерест балтийскому лососю. Такие преграды лососю сооружены на многих реках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Во многих странах при сооружении плотин устраиваются обходные каналы или ступенчатые рыбоходы для подъем рыбы на нерест, но в нашем регионе пока таких проектов нет. Биологи ставят под сомнение возможность выживания этого вида, на популяцию которого также влияет состояние воды. Например, в верховьях реки Стрелка многие сельские населенные пункты и все садоводства не канализированы. Бытовые стоки с их территорий, а также стоки с полей и открытых навозохранилищ попадают без очистки в ближайшие водоемы и водотоки, загрязняя водосборный бассейн реки. По словам Ольги Сеновой, руководителя организации «Друзья Балтики», при обсуждении проекта очистки Орловского пруда несколько лет назад экологи ставили вопрос о бесполезности очистки без решения проблемы загрязнений реки в верхнем ее течении. Тем не менее, очистку пруда провели, уничтожив при этом всю водную флору и фауну. В результате пруд зацвел в первое же лето после очистки, так как органика по-прежнему стекала в реку на всем ее течении, а водных организмов, которые могли бы питаться органикой, частично очищая воду, в пруду не было. Они заселят водоем только через несколько лет.

По мнению Ольги Сеновой, пример Стрелки очень зримо показывает, что любой проект, любое сооружение может нести и положительные и отрицательные последствия. Ландшафтные проекты 18-19 века создали красивейшие пруды в наших парках, но уничтожили условия для балтийского лосося. И любой сегодняшний проект необходимо рассматривать с учетом всех его выгод и негативных последствий, ущербов, которые возникнут от его реализации

Следующая остановка экскурсии - неисследованный лес у платформы Красные зори, в 2012 году был включен в категорию «городские леса», но охранного статуса так и не получил, сохранился лишь «благодаря» танковому заводу, находящемуся за ним, для которого лес является естественной преграждающей полосой. Но жители элитного поселка, расположенного рядом, не замечают этого леса. Для них природа за оградой – это место, куда можно выбросить мусор.
Огромный кусок природной территории, находящейся рядом с лесом и коттеджным поселком, отдан под строительство гольф-клуба. Эта земля огорожена забором уже несколько лет, амбициозный проект не нашел ни потребителя ни девелопера, а прилегающие к лесу поля превратились в кучи вывороченной земли.

В английском парке Петергофа, тема дискуссии коснулась транспортных проблем. Для прокладки развязки и виадука через железную дорогу территория парка будет «пробита», что означает не только уничтожение куска парка по которому пройдет сама магистраль, но и окружающей ее зоны (выхлопные газы, мусор и другие антропогенные факторы). Альтернативное решение проблемы – поднятие железнодорожного полотна или сооружение проезда под железной дорогой ниже сегодняшнего уровня ж/д. Одна из альтернатив потребует серьезных решений и вложений РЖД, вторая по силам региональным властям. Рассмотрение всех альтернатив необходимо для выбора варианта с минимальным социальным и экологическим ущербом.

Следующие обследованные зоны были интересны своим рекреационным ресурсом: пляж в поселке Мартышкино и насыпная площадка порта Янтарь. По словам Александра Карпова, в Петербурге, расположенном у моря, огромный дефицит мест, в которых можно отдыхать у воды. Если разделить протяжённость имеющихся пляжей на число жителей, получится, что на каждого проживающего в городе человека приходится примерно 1 сантиметр. Поэтому "зоны контакта" берега и воды, пригодные для отдыха, представляют особую ценность, их необходимо защитить Сейчас идет подготовка закона, который позволит защитить подобные места от застройки и огораживания. (Есть информационный ресурс, который поможет собрать информацию о таких территориях на одну карту, которую затем смогут использовать экологи, биологи и активисты, участвующие в защите природных территорий Санкт-Петербурга. Более подробную информацию можно посмотреть здесь http://spbspace.com/)

Пляж в Мартышкино пока еще сохраняет свою привлекательность, но «потери» уже видны невооруженным глазом. Смывается песок у уреза воды, обнажая камушки. Пляж становится менее комфортным. Есть гипотеза, что это происходит из-за образования котлованов на дне залива, где берется донный грунт для намыва прибрежных территорий. От этого меняются и поверхностные и придонные течения, происходит движение донных грунтов и «сползание» прибрежных песков. У стен жилых домов, обращенных к заливу, видны кучи мусора. То, что является рекреационной зоной по сути, по факту не имеет никакой инфраструктуры, контроля, ухода. Но людям нужен берег, и взрослые и дети приходят посидеть на этом когда-то очень красивом, а сейчас немного заброшенном и бесхозном берегу, посмотреть на залив, вдохнуть морской воздух.

На берегу залива в городе Ломоносове более 5 лет назад появилась площадка ООО Янтарь – была засыпана песком бухта, прилегающая к платформе станции «Ораниенбаум». Планировалось строительство контейнерного терминала, против которого много лет выступали жители, практически лишенные выхода к побережью. К счастью, наполеоновские планы ООО Янтарь не осуществились, строительство не ведется, и противников нового порта становится все больше. У горожан появился шанс получить прибрежную рекреационную зону. На песчаной площадке, предназначавшейся порту, уже прорастают травы и кусты, подтверждая, что природа знает, как лучше…

На берегу расположенного рядом Сидоровского канала вокруг гостиницы «Причал» уже облагорожена территория, замечательный вид на канал и старые корабли соседствует со старыми деревьями, новыми живописными кустами и газонам. Участники экскурсии восприняли это как первый шаг к освоению этой земли с рекреационными целями.
Проблемой здесь остается выпуск залив канализационных стоков города Ломоносова. Очистные сооружения для города пока в планах – но предлагаемый вариант расположить их в Мартышкино вызывает много сомнений в оптимальности такого решении. Опять не рассматриваются альтернативы, хотя существующие сегодня технологии позволяют выбирать и другие решения, в том числе комплекс малых локальных очистных сооружений, более удобных для вытянутого вдоль залива района. А пока бытовые стоки города с населением 40 тысяч жителей попадают прямо в залив, вызывая его эвтрофикацию, зарастание прибрежной зоны.

Следующей остановкой был Меньшиковский канал, историческое место и просто красивая территория. Можно не прибегать к научным методам и средствам, чтобы понять, что объект культурного наследия федерального значения, каковым является канал, «умирает». Количество мусора огромно, горы пластиковых бутылок в воде на фоне Меньшиковского дворца создают ощущение нереальности. Из-за близлежащей стройки канал иссушается. Но при желании и последовательности действий власти, наверняка возможно восстановить его исторический вид, придав завершенность и вернув приморское значение государственному музею-заповеднику «Ораниенбаум».

В поселке «Ольгин канал», отрезанном от моря строящимся многофункциональным портово-перегрузочным комплексом Бронка, местный житель Владислав Линс рассказал о том, как выглядела территория до строительства, года четыре назад. По его словам, это был отличный пляж, где отдыхали местные, сейчас даже ноги окунуть в воду страшно. Поселок «вне закона» - люди живут там много десятилетий, но на карте города эта территория обозначена как территория порта. К участникам экскурсии, остановившимся у шлагбаума портового комплекса, со стройки вышел охранник и попытался прогнать «странных» экологов с фотоаппаратами. Свои действия он объяснил тем, что боится за нашу безопасность. Пришлось перенести дискуссию в автобус.

Между Меньшиковским каналом и портом Бронка расположена замечательная природная территория – плавни Кронколонии. Это заросли тростника на мелководье, где много мелких водных беспозвоночных животных, много рыбы, а, значит, много корма для птиц. Первоначальный проект особо охраняемой природной территории (ООПТ) в этом месте охватывал более 4 км побережья. После появления портового проекта в Бронке планы ООПТ урезали до 2-х км. И сейчас этот урезанный кусочек вошел в новый проект ООПТ «Южный берег Невской губы», который пока не реализован. Если аппетиты у порта Бронка вырастут – не исключено, что «зависший» проект ООПТ снова сократят и от плавней Кронколонии ничего не останется.

Посещение еще нескольких мест, среди которых, парк, оставшийся от старинной усадьбы Ратьковых-Рожновых, Иликовский лес и лес в зоне подземного хранилища нефтепродуктов между Ломоносовым и Мартышкино, оставило впечатления огромного ресурса, но нереализованных возможностей. Создание адекватного режима сохранения природы во всех тех разрозненных кусочках, которые мы видели, помогло бы нашему городу защитить те участки природы побережья, которые еще возможно сохранить для наших потомков.

Одна из острых тем обсуждения, вызвавшая особо горячую дискуссию, это движение города и застройки к побережью. По словам экспертов все планы-модели застройки берега Финского залива, смоделированы и представлены для летнего времени. Действительно смотря на картинку-модель новых кварталов у моря с травкой, деревьями и солнышком, думаешь, как красиво и здорово жить на побережье. Но мысли о том, что лето в нашем городе длится относительно недолго, и все остальное время года совсем не комфортно бороться с прибрежными ветрами и высоким уровнем снега, сразу рождают вопросы – кому будет удобно жить или работать круглый год «на семи ветрах» у воды?

А пока на берегу возводятся новые и новые многоэтажные монстры, лебеди, которые каждую весну останавливались на южном берегу залива во время перелета к летним гнездовьям у берегов Северного Ледовитого океана, похоже, не смогли остановиться на отдых на нашем побережье.
По словам жителя поселка Лебяжье, в этом году прилетели на разведку 20 лебедей, и на следующий день улетели, видимо, не найдя достаточно корма. А тысячи лебедей, обычно останавливающихся у нас на несколько недель, возможно, ищут ресурсы для отдыха и кормежки где-то в других местах. И мест таких с каждым годом остается все меньше и меньше.

Результатом экскурсии стало еще и понимание, что есть достаточно много людей, заинтересованных в сохранении природы побережья, защите имеющихся и создании новых рекреационных территорий. И это не только общественные организации или эксперты экологи. Это и градостроители, и законодатели, и представители бизнеса, для которых природа – это важная часть комфортной среды для их коммерческой деятельности и потенциальных клиентов. Хотелось бы, чтобы проектировщики новых объектов видели не только линию на карте, но и понимали, что каждая такая линия пересекает живую природу, и выбирали варианты с наименьшим ущербом для жизни населяющих эту территорию людей и других обитателей.
Дополнительная информация по теме: http://rnei.ru/news/otchyot-14-maya-momeo-druzya-baltiki-proveli-ekskurs...

Yandex citirovania