Yandex.Metrica

Как связаны «климат», «план» и «школа»? Знают Друзья Балтики

Что такое климатический план школы, как школьные климатические действия внедряются в регионах и за рубежом, как сделать здание энергоэффективным, а новое пособие - разнообразным. Команда проекта «Действуем вместе для сохранения климата» разрабатывает новый школьный климатический план.

Что такое климатический план школы, как школьные климатические действия внедряются в регионах и за рубежом, как сделать здание энергоэффективным, а новое пособие - разнообразным. Команда проекта «Действуем вместе для сохранения климата» разрабатывает новый школьный климатический план.

В рамках проекта «Действуем вместе для сохранения климата» Друзья Балтики провели воркшоп по разработке нового формата школьного климатического плана. Мероприятие прошло в отеле Александрия-Петергоф с 5-го по 7-е ноября.
В течение трёх дней команда проекта «Действуем вместе для сохранения климата» вместе с приглашенными экспертами из Германии и участниками всероссийской климатической конференции Российского социально-экологического союза (РСоЭС) разрабатывали концепцию образовательного формата и методического пособия для создания и реализации школьных климатических планов.

Этот воркшоп - часть большого трехлетнего проекта о климатическом образовании
молодежи «Действуем вместе для сохранения климата». В этот раз мы взялись за сложный формат, поэтому решили провести воркшоп частично в рамках конференции, чтобы собрать самых активных участников со всей страны. Создавать климатический план школы нам помогли участники из 7 федеральных округов, среди которых были региональные координаторы школьного проекта по энерго- и ресурсосбережению SPARE, активисты Fridays for Future, представители экологических движений и некоммерческих организаций из разных регионов страны, включая 9 регионов Северо-Запада России.

Методика уже существующего в рамках проекта ШПИРЭ (школьный проект рационального использования ресурсов и энергии) климатического плана выглядит сложно и включает в основном энергоаудит и транспортные решения. Мы пришли к выводу, что новое пособие должно дать школам больше простора для выбора климатических действий, а часть с инструкцией по внедрению должна стать настолько простой, чтобы любой ученик и преподаватель мог без колебаний присоединиться к созданию климатического плана школы: своими действиями снизить выбросы парниковых газов, улучшить инфраструктуру вокруг школы и помочь преподавателям и ученикам развить климатически-дружественные привычки. Поэтому мы поставили задачу: упростить формат так, чтобы он был доступен каждому, служил целям образования и внедрению практических климатических действий.
В процессе работы над форматом участники воркшопа обменялись опытом с преподавателями и активистами, которые уже осуществляют климатический план и участвуют с ним во всероссийском конкурсе ШПИРЭ «Энергия и окружающая среда». Участники и координаторы конкурса рассказали нам о плюсах и минусах уже существующего в качестве конкурсной номинации климатического плана. Например, мы поняли, что не каждая команда готова подсчитывать количество парниковых газов по предложенным формулам, а в процессе работы не все составляют календарный план с долгосрочными и краткосрочными целями. В других случаях, за целями не следуют практические действия. Отзывы координаторов подтолкнули нас к тому, чтобы мануал содержал климатические действия разной степени сложности. Так школе-новичку будет легче начинать составлять климплан и включаться в процесс.

Приглашенные эксперты Марианне Кюн из некоммерческой организации «UfU» и Катарина Деллос из «Друзья Земли Германия» рассказали, каким образом школы за рубежом уже встраивают климатические действия в школьное расписание и какие инструменты можно использовать, чтобы помочь школьным командам разработать собственный проект. К примеру, в немецкий школах существуют проектные дни, когда ученики не посещают уроки, а занимаются созданием и осуществлением собственных проектов.

В разработке климплана школы важно обратить внимание на энергоэффективность и ресурсосбережение, ведь одна потеря тепла может доходить до 70%. Александр Есипёнок рассказал участникам о выставке «Энергоэффективное здание» (Друзья Балтики/РСоЭС), которой пользуются НКО во вногих регионах России, о том, какими инструментами и методами можно сделать здание наиболее энергоэффективным. Постепенно замените все лампочки на светодиодные, устраните протечки и утеплите окна, если они недостаточно герметичны. Если у вас есть тепловизор, проверьте утечки тепла в здании, не загораживайте обогреватели другими предметами - это препятствует распространению тепла в помещении. Если вы уже внедрили базовые действия по энергосбрежению, можете выйти на продвинутый уровень: установите возобновляемые источники энергии: тепловой насос, ветрогенератор, солнечную панель, поменяйте смесители на сенсорные или порционные. Последние, например, установлены в поездах.

Также свой вклад внесли опытные эксперты «Друзей Балтики» Ольга Сенова и Анна Крюкова, которые поделились своим видением школьного климатического плана и представили новый буклет, который содержит краткое описание действий, которые может предпринять школа для сокращения выбросов парниковых газов.

Напомним, что итог проекта - 5 методик проведения образовательных мероприятий, с помощью которых будет легко и эффективно донести до школьников, студентов и молодых активистов проблему антропогенного изменения климата и её возможные решения на разных уровнях - от глобального до личного. Проект существует при поддержке Европейской комиссии. Совместно с командой проекта мы уже начали работу над форматами: климатическая школа и Посланники климата. Теперь мы приступили к работе над новым школьным климатическим планом. Впереди ещё несколько встреч по разработке, тестирование - и мы будем готовы представить вам результаты нашей работы!


Yandex citirovania