Yandex.Metrica

Международная экологическая велоконференция «Море – Природа – Энергия»: Калининградское побережье Балтики.

13 июля закончилась российская часть маршрута экологической велокампании, которая проходит с 3 июля по территории Литвы – России - Польши. Группа побывала на нефтедобывающей платформе Д6 компании Лукойл, наблюдала состояние российской части Куршской косы.

 Куршская коса (российская часть)

Куршская коса (российская часть)

Состоялся семинар для общественности и журналистов по энергоэффективности и встречи с педагогами по экообразованию и общественным наблюдениям рек.

Кампанию проводят организации Друзья Балтики, Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга, Центр экологических инициатив, при участии и поддержке организаций: Экогруппа "Гид", движение "Антропос", Додо - Живая природа будущего (Финляндия)), Zwejone (Литва), Польский экологический клуб.

Море, образование, реки

Так выглядел путь вело-экологов по Куршской косе

Так выглядел путь вело-экологов по Куршской косе

Представление SPARE педагогам и общественности в пос. Большое Исаково Калининградской области

Представление SPARE педагогам и общественности в пос. Большое Исаково Калининградской области

В Калининградской области вело-путешественников принимала школа поселка Большое Исаково, построенная в 1898 году. В сентябре в поселке откроется новая школа, которая будет самой современной не только в области и на Северо-Западе, но может быть и в России. Приятно, что руководить ею будет эколог, Алексей Голубицкий, много лет ведавший программами Экологической группы «Гид», входящей в Коалицию Чистая Балтика. В Исаковской школе

Участники велокампании с калининградскими партнерами в школе пос. Большое Исаково

Участники велокампании с калининградскими партнерами в школе пос. Большое Исаково

«Друзья Балтики», экологический актив школы, участники общественной организации «Антропос» (руководитель Татьяна Талецкая) и экогруппы «Гид» обменялись опытом наблюдения рек и побережья Балтики. Калининградцы участвуют в общественном движении «Сеть рек Северо-запада России», созданном в 2005 году и координируемом МОМЭО «Друзья Балтики», изучают состояние рек Гурьевка и Преголя, морское побережье, планируют сравнительные исследования Куршского и Балтийского заливов. Многие выпускники Исаковской школы, закончив университет, занимаются профессиональной экологией. Один из них участвует в разработке бассейновой модели биогенного загрязнения рек Калининградской области, впадающих в Балтику.

Море и нефть

Участники велокампании на платформе Д6

Участники велокампании на платформе Д6

Участникам велокампании, представителям общественности и журналистам, удалось встретиться с руководством ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» и посетить нефтедобывающую платформу Д6, расположенную на шельфе Балтийского моря. Визит оставил впечатление добросовестного стремления компании к открытости и готовности к контактам с общественностью.

Насколько можно судить по одному посещению, компания работает на высоком технологическом уровне, использует современные технические меры экологической безопасности и старается демонстрировать экологическую ответственность.

Очистка сточных вод

Мы с интересом познакомились с системой вывоза и переработки бытовых жидких отходов с платформы Д6.

Встреча с руководством ООО Лукойл-Калиниградморнефть»

Встреча с руководством ООО Лукойл-Калиниградморнефть»

В условиях, когда в населенных пунктах Калининградской области практически отсутствует очистка сточных вод, традиционная технология освобождения стоков от соединений азота, безусловно, является позитивным решением. Однако, по мнению, «Друзей Балтики», осведомленных о том, что в соответствии с принятым в декабре 2007 г. Планом Действий по Балтийскому морю ХЕЛКОМ (ПДБМ) и национальной Программой РФ по его выполнению, было бы целесообразным чистить воду и от фосфорных соединений. Для этого необязательно использовать дорогую технологию химической очистки. При небольших объемах можно может оказаться достаточно биологических методов, основанных на использовании системы прудов с растительностью, поглощающей фосфаты (подобные методы широко пропагандирует в Балтийском регионе Коалиция Чистая Балтика и в России Центр Экологических Инициатив - http://www.cei.ru/old_site/rus/our_public/pu211205r.shtml). Эффективным может оказаться и снижение употребления фосфатосодержащих моющих средств на платформе и других объектах компании, откуда поступают сточные воды.

Море и энергия

Общественные организации и журналисты с интересом узнали о планах ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»

Участники велокампании на вертолетной площадке платформы Д6

Участники велокампании на вертолетной площадке платформы Д6

использования возобновляемых безуглеродных источников энергии и о том, что, ведется оценка ветроресурса на побережье около объектов Лукойл для установки ветрогенераторов. У Калининградской области уже есть опыт внедрения безуглеродной энергетики - в поселке Куликово работает ветропарк из 21 установка общей мощностью 5,1 МВт.

Вид морской стационарной ледостойкой платформы Д6 с воздуха

Вид морской стационарной ледостойкой платформы Д6 с воздуха

К сожалению, это перспективное решение не остановило опасных планов развития атомной энергетики - сейчас под Калининградом строится Балтийская АЭС - хотя вопрос безопасной утилизации ее радиоактивных отходов, как и отходов действующих АЭС, ни в России, ни в других странах не решен. Пока возобновляемая энергетика для Лукойла - это экзотическая инициатива, не рассматриваемая как равноценное нефтяному бизнесу стратегическое направление, тем не менее организация «Друзья Балтики» считает, что развитие возобновляемых энергоисточников и подготовка к «безуглеродному» сценарию энергетики является дальновидной политикой и залогом устойчивости для нефтедобывающей компании, особенно в критические для добывающей углеводопродной отрасли дни, свящанные с драматическими событиями в Мексиканском заливе.

Энергоэффективность и климат

Встреча-семинар по энергоэффективности в Калининградском офисе Совета Министров Северных стран

Встреча-семинар по энергоэффективности в Калининградском офисе Совета Министров Северных стран

12 июля в Калининграде в офисе Совета Министров Северных стран (СМСС) в рамках велакампании состоялся семинар для общественности и журналистов по вопросам энергоэффективности и изменения климата. В Калининградской области СМСС ведет проект повышения информированности муниципалитетов по вопросам энергоэффективности.

Организация «Друзья Балтики» представила информацию о местных инициативных энергетических решениях в Ленинградской области, способствующих снижению выбросов парниковых газов ветроэнергетика, биотопливо из древесных отходов, пассивные дома - http://rusecounion.ru/media-tur8410). Друзья Балтики и Центр экологических инициатив поделились информацией о простых способах экономии энергии в домах, в квартирах, представили публикации «Энергосбережение в доме», «Сам себе энергетик», комплект плакатов по энергосберегающим решениям для зданий. Поскольку в энергопотреблении дома подавляющую долю занимает тепло и горячая вода, в первую очередь в домах необходима модернизация системы отопления и установка системы учета и регулирования тепла и горячего водоснабжения, это даст наибольший и экономический и экологический эффект.

Участники обсуждали пути развития образования детей и взрослых по вопросам климата и энергосбережения. Программа SPARE (www.spareworld.org) уже известна в Калининграде, но школы еще не включились в нее в полной мере. Представители организации «Друзья Балтики», координирующие SPARE в России, передали СМСС и учителям – участникам семинара комплект материалов SPARE. В соответствии с Федеральным Законом № 26 об энергосбережении в ближайшее время для каждой бюджетной организации будет создан энергетический паспорт и программа мер энергосбережения. По мнению «Друзей Балтики», важно вовлечь школьный актив в эту работу, использовать опыт SPARE для поиска резервов экономии энергии и внедрения простейших мер силами школьников и школьной администрации.

Море и природа

Лес на Куршской косе

Лес на Куршской косе

Пляж на косе у Зеленоградска

Пляж на косе у Зеленоградска

Куршская коса на российской стороне оставила у участников велокампании двойственное впечатление. Уникальная красивейшая природа, явные усилия специалистов национального парка «Куршская коса» обеспечить ее охрану, интереснейшие экологические тропы, музей Куршской косы в Зеленоградске - вызывают восторг и уважение. И в то же время поражают чудовищные скопления машин у въезда в национальный парк и вдоль обочин на территории национального парка, полное отсутствие инфраструктуры отдыха для тысяч людей, стремящихся отдохнуть на белом песке у прекрасного Балтийского моря. Нет парковок, нет кемпингов, нет мусорных контейнеров у пляжей, нет нормальных возможностей поесть. Нет ни велодорожек, ни разметки для велосипедов на узкой двухполосной дороге. Даже прибрежный песок на российской части косы из-за кострищ не везде такой белый, как на литовской стороне. Администрация национального парка взимает с каждой легковой машины, въезжающей на охраняемую территорию, 250 рублей и по 30 рублей за каждого человека

Очередь машин у въезда в Национальный парк «Куршская коса»

Очередь машин у въезда в Национальный парк «Куршская коса»

(планируя поднять сбор до 400 рублей c машины) – это несколько миллионов рублей в сезон. Но куда

Пункт оплаты сбора за въезд в Национальный парк «Куршская коса» с российской стороны

Пункт оплаты сбора за въезд в Национальный парк «Куршская коса» с российской стороны

идут эти деньги, никто не знает. Для сравнения, в Литве, где и сбор за въезд на косу меньше, и собранные суммы меньше (так как меньше посетителей косы), бюджет расходования этих средств открыт для всех. И невооруженным взглядом видно, что делается на эти деньги.

Калининградская область – важнейшая часть Балтийского побережья, с уникальной природой и ресурсами для устойчивого развития, экологического туризма, чистой энергетики. Наше главное впечатление - пока этот ресурс используется в очень малой степени…

13 июля велокампания продолжила свое движение на запад и добралась до Гданьска, где их встречали друзья из Польского экологического клуба. Сообщение о польской части поездки читайте в следующем пресс-релизе.

Дополнительную информацию можно получить:

Ольга Сенова +7 921 9117986, Татьяна Артемова +7 921 922 2036

Yandex citirovania