Yandex.Metrica

Литва осталась позади. Продолжается международная движущаяся экологическая велоконференция «Море – Природа – Энергия»

С 3 июля наша велокампания проходит по территории Литвы – России - Польши. Ее проводят организации Друзья Балтики, Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга, Центр экологических инициатив, при участии и поддержке организаций Экозащита, Додо - Живая природа будущего (Финляндия)), Zwejone (Литва), Польский экологический клуб. 10 июля представители общественных организаций России и Финляндии заканчивают литовскую часть маршрута.

Первая встреча с литовскими партнерами произошла в Каунасе. Местных экологов представлял Саулюс Пикшерис, лидер Атгайи (Atgaya), широко известной экологической антиядерной организации. Он встретил нас вместе с сыном на велосипедах возле Каунасского вокзала. Атгайя занимается декомиссией атомных станций, Ингналинской АЭС, решением социальных проблем населения атомных городов, возрождением национальных традиций.

Сам Саулюс много лет пропагандирует велосипед, экологически дружественный природе вид транспорта. Ночевали мы в усадьбе его друга, под двухсотлетним дубом.

В другом городке - Вилькия наша группа побывала в доме, хозяин которого Арунас Сниечкус создал уникальный музей народного быта, cтавший
центром культурного и экологического досуга. В нем с огромной любовью собираются предметы, которые поколениями служили дедам и прадедам нынешних литовцев. Это место планируется развивать как гостевой дом для велопутешественников, любителей экологического туризма, природы и истории Три дня группа двигалась вдоль Немана, наслаждаясь природой. Впрочем, наше безоблачное настроение было несколько нарушено рассказами местных жителей о том, что не так давно в Немане произошел замор рыбы. Так что это чудесное место нуждается в наблюдении и защите. Опасения экологов вызывает также возможное влияние на реку пущенного в верхнем течении Немана, в Беларуси Новополоцкого целлюлозно-бумажного комбината. Хотя купались мы в реке с огромным удовольствием. И надеемся, что оно будет доступно всем и всегда, о останется чистым несмотря на необходимость развития экономики.

В Смолининкаи мы оказались в День Ивана Купалы, который здесь празднуют широко и с огромной любовью.Мы наблюдали, как на берегу Немана, в лучах заката люди пели гимн Литвы, как разжигали костры, как вереница молодых людей тащила к кострам свою долю топлива. Эти места настоящий кладезь впечатлений для ценителей экологического туризма. Нас приютил здесь чудесный уютный и гостепримный дом на улице Немунаса 43, мы побывали в небольшом музее техники, который произвел на нас неизгладимое впечатление представительностью коллекции и энтузиазмом ее создателя.

8 июля мы достигли побережья Балтийского моря, прибыв в Клайпеду. Портовый город выглядел зеленым и уютным. Один из нас, травмировав руку, получил профессиональную медицинскую помощь в университетской клинике.

Вечером с питерскими вело-экологами встретился представитель общественной организации Zwejone Антанас Контаутас, гидробиолог, преподаватель Клайпедского университета и ведущий эксперт Коалиции Чистая Балтика по вопросам речных экосистем.

А на следующий день, 9 июля нас ждала встреча в мэрии. Вице-мэр Клайпеды Юдита Семенович, организовала для нас встречу с городскими специалистами, которые рассказали нам о достижениях и проблемах в области экологии. Нашу зависть вызвало известие о том, что в этом городке, единожды приняв план развития, от него уже не отступают, что здесь не бывает войн за побережье, в Клайпеде нет незаконных застроек водоохранных зон рек, озер и моря, каковые часто встречаются в соседней Латвии и очень часто в России. А если такое происходит (в районе Ниды на Куршской косе), то закон строг и неумолим.

Velo_doroga .jpgПутешествие из Клайпеды в Ниду по Куршской косе оставило неизгладимое впечатление. Этот уникальный природный объект находится под защитой Юнеско. И в литовской и в российской части косы организованы национальные парки. На литовской части косы комфортно чувствуют себя и велосипедисты – почти везде есть удобные велодорожки, и автомобилисты - которые могут оставить машину в кемпинге, пересесть на велосипед и наслаждаться природой побережья. Комфортно здесь и животным, которых защищает целая система мер.

На косе часто встречаются ограждения и таблички с описанием редких природных видов и знаки, запрещающие хождение за пределами вело- и автодорожек.

А еще раньше наши собеседники поделились новостью, что с вступлением Литвы в Евросоюз местное зеленое движение несколько приутихло. Возможно, это объясняется тем, что теперь Литва в природоохранной сфере пользуется готовыми и часто очень разумными решениями «старших» по Европе и, к счастью, работы у зеленых немного поубавилось.

Дополнительную информацию можно получить:

7 921 9117986 (О. Сенова), +7 921 9222036 (Т. Артемова)

Yandex citirovania