Yandex.Metrica

Экологическая велокампания по балтийскому побережью Германии и Польши. День седьмой, финальный

О том, как пока мы ехали, зеленый пояс оказался реальностью, немецкие и польские болота, объединились против нас, чуть-чуть об энергии и совсем немного об изменении климата.

Flooding in the town.JPGСтрого говоря, последним этот день стал только для нас. 14 августа наша группа еще продолжала двигаться вместе, познавать польские природоохранные ценности, встречаться с депутатом Европарламента, крутить педали. А мы уже добирались непростым путем к самолету в Берлин, проснувшись в 4 утра, и, посетив проездом город Щецин, где из-за тумана успели толком рассмотреть только перрон...

EuroVelo 10.JPGНо из нашего последнего дня на маршруте остались яркие впечатления. Во –первых, как мы тайно перешли границу. Тайно даже для себя. По дороге в Свиноустье, приграничный польский городок, мы с досадой обнаружили, что дорожники затеяли ремонт как раз поперек нашего пути. Чертыхаясь, мы тащили груженые велосипеды вверх вниз по лесным тропам, рассекали лужи, глубокие, как озера, и сами не заметили, как вокруг нас все заговорили по-польски.

Volynskij national park.JPGОказалось, что зона бывшей пограничной полосы как раз сейчас превращается в парк с велодорожкой, естественно соединяющей в одно целое курортные зоны Германии и Польши.
Прелестный курортный городок, название которого местные жители произносят с любовным шипением: «Швиноущчье», - встретил нас слегка волнующимся морем. Полной беззаботностью курортного населения, и, пожалуй, первым (а для нас и последним) почти солнечным днем. Подъезжая к этому городку, мы наткнулись на большую строительную площадку, где, по неподтвержденной информации от местных жителей, будет строиться транзитный пункт газопровода, идущего от Грайфсвальда. Для Польши с ее основным источником энергии углем, российский газ - безусловное благо, которое позволит выполнить международные климатические соглашения: существенно снизить выбросы парниковых газов.

BS coast in POland.JPGПотом была дорога через затопленные скверы городка, с одиноко стоящими в центре небольших «озер» садовыми скамейками. Кстати, одной из причин ставших регулярными здесь в последние годы ливней и наводнений специалисты называют изменение климата.

Еще запомнился долгий умопомрачительный путь через лес, заботливо помеченный указателем с зеленым велосипедиком и числом 10 в центре квадратика – обозначающим, что это часть маршрута Евро-вело 10, созданного по программе Евросоюза вокруг Балтики. Во всех балтийских странах он проходит или по специальным велодорожкам, как здесь, в Германии, или по сельским автодорогам со специальной маркировкой для велосипедов. На российском побережье в теории этот веломаршрут существует – и мы не раз по нему проезжали, но ни велодорожек, ни маркировки пока нет, отчаянные энтузиасты велотуризма передвигаются по опасным ухабам бок о бок с гружеными лесом тяжелыми автомобилями или другими небезопасными автососедями.

Last day - Medzyzdroje coast.JPG
Дальше мы двигались по прибрежному польскому лесу с таким количеством комаров и непролазной грязи, что, потеряв надежду сохранить хотя бы в относительной чистоте часть своего снаряжения, поднимая ноги, катили по лужам, ухали в ямы, тащили велики через топи. И только наш Йорг радовался. Похоже, болота, он любит больше всего остального. И если быть справедливым, они источник биоразнообразия, питания рек, незаменимое место для отдыха и кормежки многих птиц. Наши мелеющие реки, страшные лесные пожары последних лет – во многом следствие осушенных болот. Жаль, что мы до сих пор не научились это ценить, наивно полагая, что их единственное назначение плодить комаров. А для практически «обезболоченной» Европы самое крохотное болотце – это огромная ценность.

 Way back home.jpgФинал нашего маршрута – Волынский национальный парк к востоку от прибрежного городке Медзиздройе с дюнами, соснами, смотровыми площадками на высоком берегу. Цель Зеленого пояса Балтики – объединение всех прибрежных охраняемых территорий в единую цепь, общую программу. Это поможет вместе находить лучшие способы сохранения природы Балтийского региона, экологического образования его обитателей, развития туризма. Охраняемые природные территории российского побережья – и национальный парк Куршская коса в Калининградской области, и Рамсарские заказники Лебяжий, Кургальский и Березовые острова в Ленинградской области, и создаваемый сейчас Ингерманландский заповедник на островах Финского залива – нуждаются в таких программах, в большей заботе государства и местной власти, как это происходит в Германии и Польше. А забота и поддержка населения и общественных организаций уже есть.

Curonian Spit.JPG
И вот мы в берлинском аэропорту «Тегель», велосипеды уже в чехлах. Позади остались дороги Германии и Польши, замечательное общение с коллегами из этих стран. Впереди много планов, которые еще предстоит осмыслить. Участники велокампании разъезжаются по домам, но каждый на своем берегу Балтики будет делать что-то нужное для нашего общего моря.
P.S. А из иллюминатора самолета мы вдруг увидели символичную картину: Куршская коса – наш прошлогодний маршрут.
О велотуре в блоге Baltic Green Belt http://www.balticgreenbelt.uni-kiel.de/index.php?id=biketourde
Татьяна Артемова (Ассоциация экологических журналистов СПб), Ольга Сенова (Друзья Балтики)

Yandex citirovania