В новый учебный год с проектами и программами «Друзей Балтики»

Анна Ушакова - пн, 27/09/2021 - 16:39

18-19 сентября в пос. Рощино прошёл выездной семинар-тренинг для педагогов по проектам и программам «Друзей Балтики» по темам климата, энергии, морского мусора и микропластика, и тренинг по водным исследованиям сети «Наблюдение рек». В семинаре приняли участие 30 педагогов и волонтёров из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также руководителей экологических объединений Югры (ХМАО) в рамках стажировки в Санкт-Петербурге. 

Участники семинара-тренинга по проектам и программам "Друзей Балтики"

Первый день семинара был полностью посвящён водным исследованиям в рамках программы «Наблюдение рек». Руководители водных проектов Друзей Балтики поделились результатами работы наблюдателей за 2020-2021 учебный год. Всего на карте 209 точек исследований, а за прошедший год прошло 110 наблюдений на 85 водных объектах. В работе приняли участие 50 активных общественных групп наблюдателей рек. По трём объектам, где экспресс-тесты выявили превышения, были написаны обращения в природоохранные ведомства. В настоящее время работа сети «Наблюдение рек» осуществляется в рамках проектов Водная программа в Беларуси и России Коалиции Чистая Балтика, «Вода объединяет людей - учимся, действуем, сотрудничаем» (СЕВИРА), «Чистые родники – чистые реки – здоровая Балтика – здоровые люди» (поддержанного Фондом президентских грантов в 2020-21 годах). 

Определение содержания нитритов и нитратов в водоёмах в полевых условиях

Участников ждал тренинг по водным исследованиям для педагогов, представителей общественных организаций и волонтёров. Эксперты Друзей Балтики в полевых условиях и включал в себя 4 станции: исследование почв и взаимосвязь почвенных и водных ресурсов; использование тест-систем для выявления ионов аммония, нитритов и нитратов в водных объектах; использование тест-систем для выявления фосфатов и определение кислотности; использование тест-систем для определения минерализации, количества растворенного кислорода, процента насыщенности воды кислородом, температуры и прозрачности воды. Наблюдатели за водными объектами попробовали методы определения различных параметров качества воды, узнали о том, как можно интерпретировать полученные результаты. В конце первого дня семинара участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области получили возможность взять во временное пользование комплекты экспресс-тестов для проведения собственных исследований.

Работа в группах

Второй день семинара был посвящен теме энергосбережения и энергоэффективности, а также изучению морского мусора и микропластика.

Мы пригласили педагогов к участию в конкурсе «Энергия и среда обитания» всероссийского проекта ШПИРЭ. Работы школьников и педагогов на региональный этап конкурса принимаются до 1 февраля 2022 года. 11 ноября традиционно пройдёт Международный день энергосбережения, к участию приглашаются все желающие. 

Одна из номинаций конкурса посвящена разработке Климатического плана школы. Участники семинара смогли не только узнать подробнее о том, как и зачем можно разрабатывать Климатические планы, но и проработали возможные решения по энергоэффективной модернизации зданий на тренинге.

Климатический план школы — это общешкольный проект, включающий как образование и  просвещение школьников по теме изменения климата, так и вовлечение коллектива школы в совместную деятельность по экологизации всей школы в фокусе энерго- и  ресурсосбережения и других климатически дружественных решений. 

Новое пособие «Климатический план школы» призвано помочь в его разработке. 

Презентация пособия с планами занятий «Знай, понимай действуй. Остановим морской мусор!», апробация одного из занятий.

Завершал семинар блок по микропластику и морскому мусору. Во время презентации и апробации пособия «Знай, понимай, действуй! Остановим морской мусор» участники познакомились со структурой пособия, разобрали какие тексты, игры, методики, задания, формы оценки успешности занятия можно использовать на своих уроках, как можно комбинировать различные блоки. Была также представлена методика общественных исследований микропластика и предложены актуальные темы исследования микропластика для школьных проектов.

В этом году семинар-тренинг впервые прошел в выездном формате, благодаря этому было больше времени на практическую деятельность, а также на неформальное общение между участниками. По дороге в Петербург мы посетили заказник Линдуловская роща, где прошла экскурсия по Лиственничной тропе, узнали исторические факты о посадках лиственничных пород в бассейне реки Линдуловка, природных особенностях территории, а также обсудили благоустройство и доступность инфраструктуры экологической тропы.