Сохранить климат. Как?

Елена Гретчина - чт, 19/03/2020 - 11:24

 

Решения для сохранения климата предложили школьники и педагоги Санкт-Петербурга - участники регионального этапа конкурса «Энергия и среда обитания» . 12 марта в Экологическом волонтерском центре ГГУП «СФ «Минерал» состоялась ежегодная молодежная конференция «Климат, энергия и среда обитания», на которой призеры конкурса представили свои работы. Конкурс является частью всероссийского школьного проекта по рациональному использованию ресурсов и энергии (ШПИРЭ) , лучшие работы регионального конкурса отправляются на всероссийский этап.

Борьба с изменением климата – это цель № 13 среди существующих 17 целей устойчивого развития ООН. В своей презентации основательница конкурса «Энергия и среда обитания», директор организации «Друзья Балтики» Ольга Сенова отметила, что эта цель прямо или косвенно связана со всеми остальными. Например, от исполнения Цели № 12 «Ответственное потребление и производство» зависит степень антропогенного изменения климата, а возможность достижения Цели № 6 «Чистая вода и санитария» является следствием решения Цели №13.

 

1

 

Последствия изменения климата – лесные пожары, наводнения, засухи, ураганы, аномальные погодные условия – все чаще проявляются в разных регионах Земли. Антропогенный вклад в изменение климата признают 97% ученых-климатологов. Выбросы парниковых газов в результате деятельности человека - ключевая причина современного изменения климата. Сократить выбросы парниковых газов можно, внедряя в свою жизнь энерго- и ресорсосберегающие привычки. Работы участников конкурса показывают именно такие практические привычки и действия, а также дают рекомендации на уровне организации и городов.

Леонова Ксения из 389 Лицея «ЦЭО» в своей работе сравнила затраты на строительство и эксплуатацию домов высотой в 3 и 9 этажей, построенных из кирпича и содержащих одинаковое число квартир. В расчетах было доказано, что малоэтажное строительство при больших площадях имеет меньшие энергозатраты, следовательно, вносит меньший вклад в парниковый эффект.

Семьи учеников 5 класса 430 школы Петергофа посетили музей ДЮЦ «Петергоф», где познакомились с традициями русского народа, которые вдохновили ребят и их родителей на внедрение энерго- и ресурсосберегающих и мер в повседневной жизни. Вовремя выключая приборы, заменив лампы на светодиодные, энергоэффективно распределяя домашние дела, проводя время вместе, используя повторно вещи и упаковку, семьи съэкономили 92 кВт электроэнергии за неделю, в атмосферу не было выброшено 9,6 метров кубических углекислого газа.

Изосимов Максим, ученик 5 класса из 395 лицея, экспериментальным (смотрите видео) и расчетным способом доказал, что светодиодные лампы экономичнее и экологичнее ламп накаливания. Замена 15 ламп накаливания на светодиодные позволит сэкономить 1000 кВт-часов электроэнергии в год, и в атмосферу не будет выброшено 68м3 природного газа. Лампы окупятся за полгода.

2



Будько Дарья, занимающаяся в Центре экологического образования 389 лицея, доказала на примере легкового автомобиля, что при совместном использовании транспортного средства происходит уменьшение использованного топлива, а, следовательно, выбросов парниковых газов, уменьшение количества автомобильных пробок.

 

3

 

Лютая Дарья, учащаяся 389 лицея «ЦЭО», в своей работе с помощью расчетов по химическим уравнениям доказала, что при производстве мыла и соды в атмосферу выделяется меньше углекислого газа, чем при производстве синтетических моющих средств. Опытным путем показала, что для снижения загрязнения вод, эффективнее и экологичнее использовать традиционные средства по сравнению с синтетическими.

 

4

 

Сумина Олеся, учащаяся школы 91, собрала мини-ветрогенератор из деталей от электрической игрушечной машинки, лопастей старого вентилятора и преобразователя переменного тока. Мини-ветрогенератором пользовались летом на даче, заряжая устройство power bank при наличии ветра наулице, тем самым экономили использование электроэнергии.

Общественное объединение школьников и педагогов «Колибри в КАДРе», неоднократно участвующее в конкурсе, представило видеоролик «Не быть Карабасом», призывающий к бережливому использованию ресурсов Земли.

Команда десятиклассников Лицея 395, которая уже третий год подряд создает мультипликационные работы, показала мультфильм «Солнце, ветер и вода помогут электричество добыть всегда!», пропагандирующий возобновляемые источники энергии.

Буклет «Мусор и парниковый эффект», созданный командой третьеклассников 430 школы Петергофа, рассказывает о переработке отходов и уменьшении количества свалок. Учит детей отказываться от ненужных вещей: вместо покупки новых книг и игрушек можно устраивать обмен, как и сделали ребята-создатели буклета.

 

5

 

Птюшкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «Петергоф» представила конспект командной игры «Берегите энергию и ресурсы», которая служит закрепленем знаний учащихся и может быть использована в Международный День Энергосбережения 11 ноября.
Все презентации участников доступны по ссылке.

Среди других работ, представленных на конкурс – работы по теме переработки отходов, экономичного использования горячей воды, создание модели «Умного дома», тематической книжки-раскраски для детей, вдохновляющего плаката, педагогической разработки игры-викторины «Берегите энергию» и занятия по энергосбережению для воспитанников детского сада. Информационное письмо о результатах конкурса – здесь.

Некоторые участники имеют многолетний опыт проектов в сфере энерго- и ресурсосбержения. Работы прошлого года можно посмотреть здесь.

 

8

 

Партнер конкурса, Санкт-Петербургский Центр Энергосбережения, в качестве подарка участникам конкурса предложил им разработать выпуск газеты «Энергосберегайка» (предыдущие выпуски-здесь). Участники поделились на команды по темам и предложили идеи для газеты – способы домашнего энергосбережения, транспортные действия в защиту климата, возобновляемые источники энергии, иерархия обращения с отходами – отказ от одноразовых вещей, повторное использование и переработка отходов. Работа над выпуском газеты будет продолжена.
На конференции распространялись публикации об экологичных решениях в жизни, публикации проекта ШПИРЭ, была развернута выставка «Энергоэффективное здание», новая образовательная выставка общественной организации Друзья Балтики "Про пластик: от проблемы к решениям".

Конференцию провели общественная организация «Друзья Балтики», Санкт-Петербургский Центр Энергосбережения, компания «Экоцентрум». Организацию конкурса «Энергия и среда обитания» поддержали также Эколого-биологический центр «Крестовский остров» и Детско-юношеский центр «Петергоф».