Трансграничное сотрудничество молодых исследователей рек на благо общего водного бассейна

Александр Есипёнок - пн, 11/10/2021 - 18:13

8 октября прошёл трансграничный российско-финский молодёжный семинар по обмену опытом исследований речных экосистем. Мероприятие прошло онлайн на русском и финском языках с синхронным переводом.

Семинар открыла Людмила Весикко, координатор проекта «Вода объединяет людей - учимся, действуем, сотрудничаем» (SEVIRA) из Института окружающей среды Финляндии (SYKE). Она рассказала о целях и ходе проекта, выразив надежду на дальнейшее практическое применение участниками полученных в ходе семинара знаний.

Весикко

Сенова

 

Продолжила вступительное слово Ольга Сенова, руководитель общественной экологической организации «Друзья Балтики». Она отметила, что Балтийское море состоит из стоков десятков рек и каждый из нас может влиять на качество воды в этих реках, а значит и на качество воды в Финском заливе, но для этого потребуется международное объединение усилий людей во всех странах, и проект СЕВИРА как раз даёт возможность такой трансграничной работы. Особенно важно вовлечение в эту работу молодёжи, что также становится возможно благодаря проекту.

Наталья Поречина, руководитель водных проектов учреждения «Центр экологических решений», рассказала об опыте общественных молодёжных исследований в Беларуси, особенно подчеркнув роль воды и рек в нашей жизни каждый день. Только бассейновый подход и интегрированное управление водными ресурсами может обеспечить международный уровень решения проблем загрязнения вод.

Школьники фин

После знакомства участников начался обмен опытом по исследованию рек. Школьники из общины Виролахти (Финляндия), расположенной в районе устья реки Виройоки (одна из ключевых рек проекта СЕВИРА), рассказали как исследовали дно реки и в ходе отбора проб обнаружили множество видов водных организмов (особенно их разнообразие раскрылось на речном дне). Помимо видового разнообразия, исследователи измерили скорость течения реки при помощи яблок, которые пускали в середине русла. Завершилась экспедиция пикником у костра.

ЭйяЯри

 

Эйя Рантаярви и Яри Силандер из Института окружающей среды Финляндии (SYKE) коротко рассказали о том, какие обучающие материалы для школьников разработал Институт и как их можно использовать для изучения рек.

После просмотра небольшого видео о методиках водных исследованиях в Финляндии, продолжилась сессия по обмену опытом и на этот раз о своих экспедициях рассказали российские школьники. Учащиеся Выборгской Станции Юных Натуралистов поведали о изучении реки Селезнёвки (фин. Rakkolanjoki, трансграничная река, берущая начало в Финляндии и впадающая в Выборгский залив на территории России, ещё одна из ключевых рек проекта СЕВИРА), её гидрографии, растительного и животного мира, а также качества воды по некоторым показателям (определяемым с помощью экспресс-тестов, выдаваемых Друзьями Балтики).

Участники из Санкт-Петербурга презентовали результаты исследования реки Оредеж и планы по созданию на ней экологической тропы. В реке и её бассейне обитают краснокнижные животные и растения, находятся обнажения Девона (и являются геологическим памятником природы). Школьники убирали мусор на её берегах и изучали качество воды с помощью методик Друзей Балтики (все полученные показатели находятся в пределах ПДК).

Учащиеся из Ивангорода рассказали, что основным стимулом к исследованиям рек для них стал Фестиваль реки, проведённый Друзьями Балтики в 2019 года на реке Нарове. Несмотря на закрытые из-за пандемии границы, поток плавсредств через реку, являющуюся естественной границей между Россией и Эстонией, увеличился и ивангородских школьников заинтересовало, повлияло ли это на качество воды в реке. Уборка мусора на берегах, раздача листовок отдыхающим и сотрудничество с муниципальными властями тоже включены в работу по защите реки.

ОредежВыборг

 

Друзья Балтики презентовали собственные видеометодики по определению некоторых параметров качества воды с помощью экспресс-тестов, которые они распространяют по сети своих партнёров - «Наблюдателей рек».

После заключительного обсуждения и обмена мнениями по развитию международного сотрудничества в области изучения речных экосистем, семинар был завершён. Все обучающие материалы, создаваемые в рамках проекта СЕВИРА, переводятся с финского языка на русский и с русского на финский. Педагоги отметили пользу подобных мероприятий по обмену опытом и поблагодарили организаторов.

Запись семинара на русском языке: